Еженедельная региональная аграрная общественно-политическая газета, г.Костанай, ул.Тәуелсіздік 83, Офис 623, 54-08-30, 91-78-51 kostanay-agro@mail.ru

Мы в соцсетях

Мнение психолога: смотреть или не смотреть?

Все мы, так или иначе, любим искусство и стараемся следить за новинками в различных развлекательных индустриях, особенной популярностью у подростков пользуется – современный кинематограф. Яркие спецэффекты, сложно прорисованная графика, любимые актеры, остросюжетный сценарий – делает продукт режиссеров интересным и востребованным. Но всегда ли идеи сценаристов продуманы и безопасны для наших детей?

Самый обсуждаемый сериал октября – «Игра в кальмара» официально стал самым популярным проектом в истории стриминговой платформы Netflix, набрав 111 млн поклонников по всему миру. Сюжет, где люди вынуждены принимать участие в играх на выживание, не является чем-то новым в кинематографе. Однако прежде это не вызывало такого резонанса. Сериал не только привлек внимание подростков по всему миру, в том числе и в Казахстане (несмотря на возрастную маркировку 18+), но и привел к беспокойствам родителей. Все чаще на детских площадках дети начинают имитировать игру из популярного сериала, тематическими атрибутами и масками украшают детские праздники и даже прилавки магазинов пестрят продукцией, посвященной сериалу. Как все это отражается на психике наших детей и есть ли опасность в том, с каким размахом муссируются сериал в обществе, мы поговорили с директором Регионального центра психологической поддержки и дополнительного образования, кандидатом педагогических наук, Доктором Философии (PhD), психологом высшей категории Еленой Петренко.

— Елена Александровна, чем же на ваш взгляд вызвана такая бурная реакция детей? Что привлекает их в картинах такого жанра?

— Прежде чем ответить на этот вопрос, хочу подчеркнуть, что необходимо помнить о возрастных маркировках (18+, 16+) и если, при ее наличии, вашего ребенка не заинтересовал этот сериал или фильм, вообще не нужно акцентировать на этом внимание, нужно стараться придерживаться его реальных интересов (спорт, музыка, творчество). Конечно сейчас такое время, что кинопродукты находятся в свободном доступе и ребенок может смотреть из без согласия или ведома родителя, и тем не менее нужно устанавливать родительский контроль и интересоваться личной жизнью ребенка как можно чаще. Теперь непосредственно об «Игре в кальмара». В отличие от многих фильмов про смертельные состязания, визуальное решение «Игры в кальмара» притягивает взгляд. Мрачным здесь как раз предстает реальный мир, где у людей много проблем, где всегда темно. В помещении, где проходят игры, много света, все раскрашено в яркие цвета, есть все атрибуты детства: качели, горки, куклы, рисунки на стенах. Сами игры, в которых соревнуются герои, – традиционные забавы детей, только поражение фактически означает смерть для игрока. То есть, проведена некая нить между детством, теплыми воспоминаниями и жестокой реальностью, в которую попадают люди поддающиеся соблазнам, в данном случае погоней за легкой выгодой и тогда уже отвечать приходится «по-взрослому». Да, жестокости в фильме много, но параллельно с этим здесь раскрываются характеры людей, то, как они ведут себя, попадая в собственные ловушки. Ведь если разобраться, в картине показано, что будет, если разрушатся те самые ценности, что мы прививаем детям – ценность человеческой жизни, уважение к другому, трудолюбие, желание развиваться и делать что-либо, в то время как в сериале у героев, попавших в такую ситуацию – нет выбора, если они хотят выжить – они должны мобилизовать все свои внутренние возможности. Все это в целом дает картину интриги, желания узнать, что будет дальше и конечно здесь присутствует высокая концентрация сопереживания понравившимся героям, желание узнать, как сложится именно его история. В любом случае если ребенок выразил желание посмотреть этот фильм или аналогичный – это не значит, что он склонен к жестокости и агрессии.

— Значит, не стоит запрещать смотреть детям такие картины, и если да то, как это правильно делать?

— Моя психологическая практика показывает, что запретами можно только подогреть интерес к просмотру, тем более во времена, когда практически любой контент можно найти в Сети. Сработает другое правило – своеобразный эффект сопротивления «Что же там такое раз это нельзя смотреть?». Нет, определенно – запретить это не выход, но попробуйте подойти к вопросу несколько под другим углом. Например, заинтересуйте ребенка размышлениями, подтолкните к определенным выводам. Сюжет фильма дает возможность обсудить с подростком или более маленьким ребенком тему личных границ, проблему насилия. На примере пусть даже таких жестоких сцен, прививайте чувство отторжения подобных ситуаций, объясняйте, что никто не может его бить или делать то, что ему неприятно, рассказывайте, как не попасть в такую ситуацию, говорите о том, что для решения сложных проблем существует семья и что может у этих людей не нашлось с кем посоветоваться и к кому обратиться, а вот у тебя есть мы и так далее. Важно задавать правильные вопросы: «Как тебе сериал, на что ты обратил внимание? Как ты думаешь, вот в этом моменте, когда все голосовали, кто-то голосовал за, кто-то – против, почему люди вообще согласились на это?» Тогда этот сериал может стать серьезным поводом для рефлексии, а не конфликта, ведь все мы понимаем, что не попытавшись принять и обернуть ситуацию на пользу себе – потеряем контроль над ней полностью. В сериале много тонких психологических моментов, и, может, ребенка в большей степени интересует не кровь, а взаимоотношения, мотивация людей. Через вопросы вы больше узнаете о своем ребенке, чем через запреты.

— Как быть с тем, что дети пытаются перенести события картины в реальную жизнь, ведь мы понимаем, что те игры, которые они имитируют, были жестокими?

— Думающий, рефлексирующий подросток может здесь поразмыслить и даже чем-то мощно мотивироваться, но если это человек с созревающей психикой эта категория детей от 8 до 12 лет, которая также смотрит «Игру в кальмара», то могут быть последствия, перенесение сюжета в реальную жизнь. Здесь с ребенком важно говорить об общих ценностях и о смысле жизни. Если это семейный просмотр, то родители могут параллельно осуществлять свое воспитание, оставлять комментарии по поводу действия героев. Одно дело – смотреть сюжет, другое дело – как этот сюжет будет восприниматься. Кто-то посмотрит и скажет, что это плохо, что он бы никогда так не поступил, а другой человек может посмотреть и сделать противоположные выводы. Поэтому, при переносе игры в жизнь в первую очередь побудьте зрителем, сторонним наблюдателем, проследите за ходом импровизированной игры и поймите в чем состоит ее суть, если вы увидите имитацию жестокости, конечно, необходимо вмешаться, но бывают ситуации, когда дети просто примеряют понравившейся образ (одежду, манеру речи, походку) тогда бояться совершенно нечего. Фильмы со сценами насилия существовали всегда, но нельзя проследить прямую связь между жестоким контентом и агрессивным поведением детей. Как правило, они смотрят подобные сериалы из любопытства или чтобы не отрываться от друзей, коллектива, суметь поддержать разговор в компании. А в игру выносится то, что все знают, что всем интересно. Когда на пике популярности была франшиза «Гарри Поттер» дети имитировали волшебные палочки и представляли, что сражаются с ужасным злом, во времена «Ходячих мертвецов» подростки играли в зомби и придумывали такие же интересные ситуации, проекция, которых была показана на экране, знаменитая «Игра Престолов» (также наполненная сценами убийств и жестокости) была излюбленной темой для игр и обсуждения, и даже нелицеприятные картины жестокости, детьми выкладывались в личные фотографии в социальных сетях. Но все рано или поздно теряет свою уникальность и забывается, точно также будет и с этим сериалом, когда спадет ажиотаж на него в первую очередь со стороны взрослых.

— Что вы посоветуете для домашнего просмотра, чтобы равноценно удерживать внимание подростков, какие жанры вообще стоит смотреть всем вместе?

— Совместный просмотр фильмов и их обсуждение – такая форма работы, которая помогает сблизиться, говорить на одном языке, предоставляет целый ряд ситуаций, обсуждая которые, подростки раскрываются и начинают делиться собственными взглядами, делятся умозаключениями и чувствами. Я бы посоветовала сделать акцент на два жанра – это детское кино и документальные фильмы, но здесь конечно дело вкуса каждого. Однако приобщать ребенка к семейному просмотру стоит с самого раннего детства, причем желательно выбирать картины, пропитанные добротой, где встречаются добро и зло, где человеческие ценности выходят на первый план, например экранизации сказок, созданные в советском кинематографе.

Кристина ГЕРАСИМОВА, фото автора