Вопросы экологии в Казахстане звучат с каждым годом острее и громче, а экологическая повестка становится насыщеннее. Забота об окружающей среде перестает быть личной инициативой или выражением гражданской позиции и становится прямой обязанностью каждого… Об экологических проблемах региона и путях их решения мы поговорили с рудненским экоактивистом Максимом ФРОЛОВЫМ.
— Максим Викторович, расскажите о себе и вашей деятельности, связанной с экологией?
— Многие называют меня экоактивистом, на самом деле я позиционирую себя как эколог-общественник. Стал заниматься этой деятельностью, когда увидел, что происходит с окружающей средой в моем городе Рудном и в целом по области. Не захотел с этим мириться и подумал о необходимости что-то предпринимать. Произошел такой случай, к нам в город приехала делегация из Германии и мы повезли их на реку Тобол, сказав, что приедем в чистое, живописное место. А по приезде там оказалось все завалено отходами и мусором. И тогда я испытал огромное чувство стыда, что и побудило меня к действиям. Начал с проведения субботников в 2009 году. И когда я сам стал убирать мусор, у меня отпало даже малейшее желание что-то когда-либо выбрасывать. Я стал очень аккуратным в этом отношении, потому что понимал, что это пагубно влияет на окружающий мир и никто не уберет брошенный мной мусор, кроме меня и других подобных людей, старающихся беречь природу. Спустя несколько лет понял, что одними субботниками ситуацию не решить, потому что на убранной территории появляется еще больше мусора. Это систематическая проблема и начал в ней разбираться.
— Вы давно занимаетесь эковолонтерством, как продвигается эта деятельность?
— В 2014 году я выиграл первый грант от Фонда Первого Президента на проект позитивно-креативное экологическое движение «Мусора.Больше.Нет». Целью которого была пропаганда раздельного сбора мусора и разъяснение для чего это нужно. Мы высаживали деревья, проводили акции в школах по сбору макулатуры и батареек. И с тех пор я стал заниматься проведением различных экологических мероприятий, экофестов. Старался пропагандировать бережливое отношение к природе. Это привлекало внимание молодежи и всего населения к проблемам экологии. Решающим в смене моей деятельности стал карантин. После локдауна мы выехали с детьми на природу, где увидели множество свалок бытовых отходов прям на берегу реки Тобол. Тогда я уже был амбассадором Министерства экологии и задумался о том, что я столько лет провожу мероприятия, разнесение тысячам человек о необходимости беречь природу, а мусора все равно меньше не становится. И есть ли смысл всего этого, пока мы системно не решим проблему с отходами, не научимся управлять ими так, чтобы они не образовывались в природных зонах города. Сфотографировал свалку, начал разбираться кто виноват и откуда появилось. Ликвидировал ее. И после этого вплотную занялся проблемой свалок. Тогда мы открыли «КазЭкоПатруль», так как поняли, что нужен дополнительный общественный экологический мониторинг. Сейчас наш экопатруль занимается ликвидацией свалок, мониторингом, природоохранной деятельностью. Мы выстроили такую систему: у нас есть общественные инспекторы, которые прошли обучение. Они выезжают, получив информацию о свалках, фиксируют и решают эту проблему.
— Какие экологические проблемы существуют в регионе еще и как они решаются?
— Как и во всем Казахстане, у нас до сих пор правильно не выстроена система управления отходами производственной или бытовой деятельности. Слабо развита система управления твердыми бытовыми отходами (ТБО) в Костанае и Рудном. В Рудном вообще сейчас, считаю, экологическое бедствие в этом плане. Здесь не выставлены нормы, нет современной системы сбора ТБО. Это отражается на экологической ситуации города. Также до сих пор у нас серый рынок медицинских отходов: компании, занимающиеся переработкой медицинских отходов, не всегда соответствуют требованиям, которые есть в экологическом кодексе. Это нужно приводить в порядок. Также есть проблема энергосбережения, а самое большое экологическое бедствие и я не понимаю, почему мы еще об этом так мало говорим – дефицит воды, который уже есть. И ее не будет хватать, если нам что-то не поменять… И конечно, наша река Тобол, если там не убирать, не ставить точки для сбора мусора, не отслеживать качество воды, ведь мы знаем, что пестициды с полей сливаются в воду – все это принесет непоправимый вред.
— Что наносит окружающей среде наибольший вред – заводы или автомобили?
— В каждом регионе страны по-разному. К примеру, в Алматы есть версия, что больший вред идет от автомобилей. И алматинский филиал работает над мониторингом выбросов автомобилей, делают замеры. В нашем регионе считают, что больше вреда от производства, чем от машин.
— Согласны ли вы, что чисто не там, где хорошо убирают, а там, где не сорят? И как повлиять на разум людей, чтобы достучаться с этой мыслью.
— Да, я часто употребляю это выражение. Будучи ярым сторонником порядка, множество раз становился свидетелем того, как мои соседи, знакомые и даже друзья могут с равнодушным видом бросить сигарету или пластиковую бутылку себе же под ноги. В данном случае проблема существует не только в законодательстве, но еще и в сознании людей. Мало кто понимает, как много вреда мусором наносится природе, экологии и просто эстетике нашего города. К сожалению, пока каждый из нас не поймет, что чистоту нужно поддерживать не только в доме, но и в своем дворе, районе, городе, стране, мы не сможем навести порядок, как бы часто ни убирали мусор с улиц и дворов города. Также необходимо создать условия для качественного сбора и приема у населения отходов, ТБО. Когда это все будет создано, тогда, естественно, и с населения мы можем спрашивать.
— Какими делами заняты сегодня ваши экологические будни?
— Активно работаем над вопросами биологических отходов, ежегодно осенью и весной занимаемся высадкой деревьев. Проводим акцию «Зеленый двор – вместе»: раздаем саженцы для посадки во дворах города. А в этом году наш экопатруль начнет высадку 1 тыс. деревьев в Рудном.
Тина МОВА, фото из архива Максима Фролова