Еженедельная региональная аграрная общественно-политическая газета, г.Костанай, ул.Тәуелсіздік 83, Офис 623, 54-08-30, 91-78-51 kostanay-agro@mail.ru

Мы в соцсетях

Осторожность прежде всего!

На сегодняшний день мы часто сталкиваемся с информацией о мошеннических действиях, связанных с оформлением кредитов и снятием суммы денег с карт банковских клиентов.

В связи с этим большинство банков оповещают клиентов о том, что нужно быть бдительными. Но, как правило некоторые граждане не придают этому значения и передают свои данные и данные карт мошенникам. Чаще всего это происходит по телефонному разговору.

Директор по розничному бизнесу Жусан банка Салтанат Сарсенбаева:

— Мы регулярно направляем держателям карт «пуши», уведомления через мобильные приложения, — прокомментировала специалист. — Предупреждаем о том, что нужно быть осторожными, что никто не может позвонить с банка и требовать данные. По сей день у нас есть клиенты, которых мошенническими действиями посадили на кредиты. В день таких обращений один, а то и два. Банк понимает, что ситуация с мошенничеством усложнилась, поэтому идёт навстречу, даёт отсрочку платежа на три месяца, в период расследования уголовного дела. У нас целый механизм работы с обманутыми клиентами. Здесь радует то, что многие банки стали работать по данной системе. Раньше такой возможности не было. Новый механизм разработали с начала нового года. Ранее рассматривали индивидуально каждый случай, выносили на комитет. К каждой истории был свой подход, её рассматривали чуть дольше по времени. Дело могло лежать на рассмотрении неделю. Сейчас, благодаря нововведениям, решение принимается в течении двух дней. К сожалению, именно в нашем банке не было ни одного раскрытого дела, т. е, мошенники не были обнаружены.

Понять мошенников достаточно трудно. Некоторые из них находятся вне страны. Также известно, что каким-то образом афёрами занимаются с мест лишения свободы. Банки постоянно об этом говорят, выставляют статусы, чтобы клиенты были бдительными. У каждого банка есть бесплатная горячая линия, по которой можно позвонить, тем самым обезопасить себя, в случае атаки мошенников. Авантюристы хорошо разбираются в психологии человека, они знают на что надавить, на повышенных тонах сообщают, что вас обокрали и вы немедленно должны дать свои сведения и требующиеся им данные. Человек, застигнутый врасплох, верит и выдаёт всё, что они просят. Некоторые жертвы обмана свидетельствуют о том, что выполняли указания преступников словно под гипнозом.

Так гражданка В. вполне образованный человек, учитель с большим стажем, поведала о том, что у неё осуществлялся длительный разговор с сотрудником Халык банка. Звонили по поводу мошеннических действий по карте Kaspi банка. В данном случае аферисты не продумали свой план идеально. Ведь сотрудник Халык банка не может говорить о карте Kaspi банка. Но самое удивительное, что женщина им поверила. Они требовали фото банковской карты с обеих сторон. Женщина обратилась за советом к одному из реальных сотрудников банка. Её пытались переубедить, но всё было тщетно. Тогда ей посоветовали, чтобы при очередном звонке от мошенников, она сказала им, что готова подойти в ближайшее отделение банка и разобраться с этой ситуацией на месте. В итоге мошенники бросили трубку. Настоящие работники банков так не поступают. Напоминаем, что сотрудники банков могут звонить в рамках текущего обслуживания, к примеру, с сообщениями о каких-либо ограничениях или о том, что нужно подойти в банк, подписать документы.

Граждан сбивает с толку то, что мошенники знают заранее фамилию, имя, отчество, год рождения. Каким-то образом выходят на определённого человека. Этот вопрос поднимался не раз на совещаниях с правоохранительными органами, с департаментом экономических расследований. Скорее всего, преступники вытягивают информацию с определённых источников. Кредитные суммы оформляют всегда разные, всё зависит от платёжеспособности и загруженности кредитов. Чаще всего жертвами становятся люди после 40 лет. Молодёжь информативно подкреплена, а вот более старшее поколение доверяют обманщикам. Сотрудники полиции со своей стороны распространяют листовки с содержанием информации о том, что нужно быть внимательнее, нельзя предоставлять по телефону какую-либо личную информацию, сканировать или отправлять фото с лицевой и обратной стороной карты.

Решить вопрос можно только информированно, так, чтобы об этом чаще вещали с официальных источников. Мошенники не учитывают жизненные обстоятельства жертвы, им абсолютно всё равно.

Если человек всё же попал в такую ситуацию, то в первую очередь нужно идти не в банк, а в правоохранительные органы. Потерпевший подаёт заявление, затем открывается уголовное дело по статье мошенничества. Клиенту на руки дают соответствующий документ, о том, что заявление принято. Этот документ необходимо отнести в банк. Многие граждане узнают что на него оформлен кредит только тогда, когда звонят из банка о наличии просрочки.

— Соответственно, когда человек обращается, мы просим у него подтверждение о том, что он оповестил о случившемся факте мошенничества правоохранительные органы. Если в течение трех месяцев установить преступников не удается, то обязательства по кредиту берет на себя обманутый клиент. Человеческая наивность и неосмотрительность в законе не предусмотрена. По истечении трёх месяцев мы выдаём график погашения с учетом трехмесячной отсрочки. Если он отказывается, то в стандартном режиме включаем иск по выставлению платежных требований, — поделилась Сарсенбаева.

Руководитель юридического агентства «Партнер», председатель Палаты юридических консультантов Костанайской области «Заңгер» Даурен Рахаделов:

— Мошенники используют ИИН, номер удостоверения личности, данные о месте проживания, а также фамилию, имя, — рассказал юрист. — В основном работают хакеры. Кредиты проходят онлайн. Следует знать, что в случае отказа от оплаты долга банку (если мошенник не найден) на жертву открывается исполнительное производство и закон не предусматривает именно на стадии исполнительного производства, что оно может прекратиться. Гражданину необходимо сначала доказать свою невиновность, что довольно сложно в таких ситуациях. Ни в коем случае нельзя оставлять документы в доступном для окружающих месте, нельзя давать их кому — либо, кроме ведомств или организаций, где необходимо приобщать копии. Это такие организации как суд, полиция, больница , школы, земельный комитет и т .д. Нужно помнить, что банки не могут возвращать переведённые деньги, то, что сделано онлайн, потому что приложением должен пользоваться только владелец счета. Совсем недавно был случай, когда на женщину оформили 4 кредита по микрозаймам. Приговор вступил в законную силу. Ранее жертва проживала совместно с подругой и её сожителем. Документы оставляла в свободном доступе. Они воспользовались и документами, и карточкой. Оформили на неё кредиты, сняли с карты и уехали. Женщина выплачивает долги. Гражданка обратилась к нотариусу для отмены исполнительной надписи. На сегодняшний день начисления неустойки в микро организациях не должны превышать 10 процентов от суммы займа. Раньше такие организации превышали начисления по неустойке в два раза. И клиентам, особенно тем, на которых займ был взят обманным путём, приходилось выплачивать большие суммы. Один из вариантов преступных действий мошенников сейчас является телефонный звонок от имени МВД. Они затягивают человека в разговор, говорят, что на него хотели оформить кредит, но незаконные действия предотвращены и вам необходимо дать нужную для них информацию. Многие авантюристы работают с такими системами как ОЛХ и пытаются якобы купить ваш товар через доставку Яндекс. Ни в коем случае не верьте подозрительным личностям, не оставляйте документы без присмотра, не передавайте данные документа неизвестным лицам, никому не показывайте CVC код верификации, именно по нему происходят все транзакции. Немедленно блокируйте карту при её утере или краже, храните карты в надёжном месте, подозрительные звонки из банка проверяйте, звоните на горячую линию банка. При совершении любых денежных операций будьте внимательны, никому не сообщайте пин-код вашей карты. Никто не имеет права выяснять данные Вашей банковской карты: это запрещено!

Напоминаем, что за мошенничество, в зависимости от размера ущерба и того как действовал преступник, предусмотрена статья 190 УК РК. — мошенничество. Под мошенничеством подразумевается хищение чужого имущества (приобретение прав на имущество) путем обмана. Наказание – от штрафа до лишения свободы.