По официальным данным в области насчитывается свыше 9 тыс км автодорог. На эту отрасль государством только за последние 5 лет выделено 175 млрд тенге. Вместе с тем в удовлетворительном состоянии находится пока только 78% дорог.
В то же время, ряд строящихся и ремонтирующихся дорог, прошедших экспертизу, не отвечают требованиям ГОСТ. Об этом говорят промежуточные экспертные исследования Национального центра качества дорожных активов.
По словам первого заместителя руководителя Антикоррупционной службы по Костанайской области Алмаса Аманова, ключевыми проблемами в автодорожной сфере следует считать лоббирование интересов недобросовестных подрядчиков и принятие некачественных работ.
Не редко при строительстве и реконструкции автомобильных дорог конкурсная документация подстраивается под конкретных поставщиков. В итоге основные объемы работ по дорогам оказываются в «одних руках».
Данные подрядчики, не имея достаточной техники и ресурсов, не в состоянии сдать в срок работы, что приводит к постоянному их продлению и принятию некачественных работ.
В качестве примера спикер привел дорогу «Аулиеколь-Жалдама», очередной ремонт начат в марте 2021 года, и продлен до 2022-го.
90% отобранных кернов на данном участке дороги, по мнению экспертов Национального центра качества дорожных активов, не отвечают предъявляемым требованиям.
Практически такая же ситуация по автодорогам «Амангельды – Урпек-Рахмет-Алиби», «Шубалан-Карасу», «Аркалык-Ашутасты-Шиели», которые еще строятся, но на отремонтированных участках уже образовались ямы, выбоины и неровности.
Особую обеспокоенность, по информации антикоррупционной службы, вызывает вопрос не достаточного выделения средств для проверки качества дорог. Это необходимо для контроля на этапах строительства.
К примеру, при строительстве дороги «Ашутасты-Шиели» в 2022 году было отобрано 13 проб, анализ показал, что 10 из них не соответствует нормам, однако контрольные пробы не проводились в связи с отсутствием финансирования со стороны акимата.
При этом по закону дороги не могут быть приняты без положительного заключения Наццентра. Однако, некачественные дороги все же принимались.
В 2022 году Национальным центром качества дорожных активов в ходе 654 плановых выездов установлены несоответствия. Однако было сделано только 18 выездов для контрольной экспертизы, то есть всего 3% от общего объема.
По рекомендациям Антикоррупционной службы акимом области Архимедом Мухамбетовым поручено изыскать средства на экспертизу качества дорог и не принимать дороги без положительного экспертного исследования.
Он указал провести ревизию всех отремонтированных дорог и добиться исправления дефектов при некачественном строительстве, в том числе по дорогам, находящимся на гарантийном сроке.
Вместе с тем Глава региона обратил внимание на проблему одноразовых компаний, которые участвуют и побеждают в госзакупках. Зачастую такие компании приходят из других регионов, не имеют парка необходимой техники, при этом указывают весь перечень технической документации и передают в субподряд. Все это в итоге тяжелым грузом ложиться на местные органы, а главное сказывается на качестве автодорог.
Руководитель Департамента Агентства Республики Казахстан по противодействию коррупции по Костанайской области Серикжан Мырзалы отметил, что эта работа проводится в рамках республиканской акции «Әділдікті талап ет!» совместно с общественным объединением «Әділдік жолы» с привлечением экспертов национального центра качества дорожных активов, специалистов госаудита и государственного архитектурно-строительного контроля.
Её главная задача – превенция коррупции, т.е. предупреждение нецелевого расходования бюджетных средств и обеспечение качественными дорогами уже с этапа строительства.
По итогам заседания комиссии районным акимам и профильными управлениям областного акимата поручено устранить дефекты на дорогах, обеспечить соблюдение законодательства о госзакупках и целевое расходование бюджетных средств.
Данная работа продолжается, результаты будут доводиться до общественности.