Еженедельная региональная аграрная общественно-политическая газета, г. Костанай, ул. Тәуелсіздік, д. 83, Офис 623, 54-08-30, 91-78-51 (New) kostanay-agro@mail.ru

Мы в соцсетях

Стать глобальным экспортером

Перспективы развития сельскохозяйственного машиностроения Казахстана обсудили на круглом столе в КИнЭУ им. М. Дулатова. Организаторами мероприятия совместно с университетом выступили региональный филиал партии «Ауыл», Национальное агентство по развитию инноваций QazInnovations.

Среди участников круглого стола только компетентные люди: аграрии, ученые, представители заводов и предприятий, выпускающих сельскохозяйственную технику.

В настоящее время Нацио­нальное агентство по развитию инноваций QazInnovations по поручению Министерства цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности РК проводит технологическое прогнозирование сферы агротехнологий, одним из направлений которого является машиностроение. Данное прогнозирование является стратегической необходимостью, которая поможет разработать и внедрить инновационные методы в сельское хозяйство. Тем самым обеспечить стабильность в поставке продуктов питания, простыми словами – обеспечить продбезопасность страны.

— Мы проводим исследования лидеров отрасли, патентный анализ, подробные интервью, чтобы выявить перспективные направления в отрасли машиностроения, – говорит координатор форсайт-исследования AgriTech Национального агентства по развитию инноваций QazInnovations Акмарал Шаймагамбетова. – Цель – определить проблемы и пути развития отечественного сельскохозяйственного машиностроения.

Ректор Костанайского инженерно-экономического университета им. М. Дулатова Арман Исмаилов отметил существующие проблемы в сфере сельскохозяйственного машиностроения региона и страны в целом.

— Успешное развитие АПК невозможно без наличия у аграриев в достаточном количестве сельхозтехники и оборудования, – считает Арман Исмаилов. – Современная техническая политика в аграрной сфере должна быть направлена на формирование парка машин и оборудования, обладающих ресурсосберегающими показателями и повышающих производительность труда. Старение машинно-тракторного парка снижает эти показатели. Рост цен на технику тормозит и без того медленный темп ее обновления.

По данным управления сельского хозяйства и земельных отношений на начало текущего года, в области насчитывается 22 тыс. тракторов, 9 тыс. зерноуборочных комбайнов, около 3 тыс. жаток и 8 тыс. грузовых автомобилей. Главными предприятиями по выпуску продукции являются ТОО «Костанайский тракторный завод», ТОО «Машиностроительный завод МТЗ Казахстан», АО «Агромаш Холдинг КЗ». В прошлом году собрано 313 «кировцев», 664 трактора марки Lovol, 805 тракторов МТЗ, 38 тракторов Deutz-Fahr и 331 комбайн Essil, 13 комбайнов Deutz-Fahr.

Кандидат технических наук, директор ТОО «Азимут» Валентин Хаданович обратил внимание на важность возрождения былых масштабов производства почвообрабатывающей, посевной техники.

— В сельском хозяйстве страны есть существенные проблемы в оснащенности сельскохозяйственными машинами, агрегатами собственного производства, – отмечает Валентин Хаданович. – В Костанайской области действовали четыре серьезные исследовательские опытные станции, которые вели селекционные работы, разрабатывали технологические проекты. Сегодня осталось две, одна из которых, СХОС «Заречное», находится в тяжелом финансовом положении. Сельскохозяйственное машиностроение очень важное направление, но основополагающим нормативным документом для этой отрасли является закон об экономической и продовольственной безопасности. К сожалению, у нас в стране такого закона нет. Вопросы селекции, уборки, хранения могут быть решены, но если не будет решен вопрос технического и технологического обеспечения растениеводства, животноводства, то и задачи по увеличению, выполнению объемов производства невозможно будет решить.

Важно чтобы сельскохозяйственное машиностроение было основано на производстве собственной продукции, а не только на ее сборке, считает директор ТОО «Азимут».

— Возродить сегодня собственное тракторо- и комбайностроение сложно, для этого нужно провести целый комплекс финансовых и проектных работ, обеспечить подготовку кадров, – говорит Валентин Хаданович. – В тоже время решить технологический вопрос не очень сложно. Практический опыт производства накоплен большой, в том числе и конструкторской документации. Даже у нас в области одно из предприятий раньше собирало посевные комплексы. Я уже не говорю о достижениях Целинсельмаша и Казахсельмаша, имевших большой производственный опыт, продукция которых уходила на экспорт во многие страны. Не стоит забывать про сервис. Вхождение в рынок должно сопровождаться сервисными центрами, которые должны обеспечивать не только запасными частями. На практике уже доказано, что на один доллар иностранной машиностроительной продукции должно приходиться как минимум семь долларов технического сервиса, на отечественную продукцию этот показатель – четыре доллара. В Казахстане создана многоукладная система экономики сельского хозяйства, есть акционерные общества, ТОО, КХ, фермеры, личные подворные хозяйства. ЛПХ производят до 48% молочной и мясной продукции, являются важной составляющей экономики нашего государства. Но они сегодня развиваются вне конкурентной среды. Для них в стране не производят техническую сельхозпродукцию. Я считаю, стоит уделить внимание мелким фермерским и личным подсобным хозяйствам.

Проректор по науке и инновациям Костанайского инженерно-экономического университета им. М. Дулатова, эксперт форсайт-исследования AgriTech Амангельды Шаяхметов отметил, что исследования выявили целый ряд имеющихся проблем в сфере сельскохозяйственного машиностроения.

Износ машинно-тракторного парка страны составляет 80%, при этом наблюдается большая доля импорта и малое серийное производство техники, – говорит Амангельды Шаяхметов. – Импортируем даже бороны и культиваторы, хотя их производство у нас налажено. По статистике, за первое полугодие текущего года экспортировано было 158 единиц, импортировано более 12 тыс. У многих аграриев не хватает средств на покупку сельхозтехники, проводится мало научно-исследовательских работ, и все они до производства не доходят. Нет финансовой поддержки производства со стороны государства. Субсидии выдаются только на покупку, но аграрии на эти деньги могут купить импортную технику, а не отечественную.

В список основных проблем также входит технологическое отставание предприятий, низкий сбыт продукции, небольшой объем внешних инвестиций, отсутствие научной базы и дефицит квалифицированных кадров.

— По итогам исследований мы пришли к выводу, что оптимальный путь развития сельскохозяйственного машиностроения в стране – стать глобальным экспортером продукции при закрытом внутреннем рынке, – подытожил ученый. – Поэтапно уменьшать импорт. Добиваться локализации производства иностранной продукции.

Исследования ученых затронули не только проблемы, но и изучение мировых трендов сельскохозяйственного машиностроения. Наряду со всем известным точным земледелием это: развитие сегмента автономных тракторов, производство мощной техники для крупного земледелия, использование дронов и роботов, ирригация – внедрение оросительных систем, аренда техники, новые технологии внесения удобрений.

Для развития отечественного рынка необходимы и покупатели, логично же: если есть производство – должен быть и потребитель. Местные аграрии и рады бы приобретать отечественную продукцию, но, столкнувшись с некоторыми проблемами, их энтузиазм резко угасает.

— Приобретя местную продукцию, убедился, что наше машиностроение работает хорошо, – отмечает глава КХ «Канон» Владимир Шестериков. – Ничего не ломается, все на гарантии, хороший сервис. За покупку мне положены от государства субсидии в размере 30%. Если бы субсидии выдавали вовремя, я бы еще купил, так и планировал. Но субсидии не выплатили, и даже неизвестно, когда их дадут. Получается – вроде и хотят развития, а сами же его тормозят.

На вопрос, как на практике казахстанскому машиностроению стать конкурентоспособным, попытался ответить директор ТОО «Костанайский завод сельскохозяйственного оборудования» Евгений Ефимов.

— Наши конкуренты Россия, Беларусь, Турция и Китай, – говорит Евгений Ефимов. – Сырье мы также приобретаем со стороны: металл из России, моторные редукторы, болты из Китая. С большим усилием нашли казахстанский металл карагандинского производства. Начали делать из него, а он при сгибе ломается, пришлось вновь делать из российского металла. Мы все закупаем, у нас нет ничего. От этого себестоимость получается такой же, как и у импортной продукции. Я считаю, необходимо переходить к мелкоузловой сборке.

Президент Касым-Жомарт Токаев в Послании народу Казахстана тоже говорил о необходимости такого стратегического шага. В частности, о поэтапном переходе государственной поддержки с крупноузловой сборки на мелкоузловую.

Василий ВАСИЛЬЕВ, фото автора