Верные своей профессии

13 июня 2024 8:26 • 489 просмотров

Реконструкция триатлон-парка в Костанае в самом разгаре. Большая стройка ведётся на месте будущей набережной, которую соединят с парком. На этом участке с утра до вечера работает строительная техника, управляют которой настоящие профи.

Укротитель машин

Большегрузные камазы и шакманы, поднимая столбы пыли, возят грунт. Экскаваторы копают, равняют, загружают – без дела практически не стоят. Когда мы подошли, лишь один автокаток, машина для уплотнения грунта, находился в ожидании своей очередь – для него готовил площадку один из экскаваторов.

— Вячеслав Власов, – представился хозяин мощного катка. – С прошлого года работаю на этом участке.

У водителя с более 40-летним стажем богатая трудовая биография. Окончив школу, он пошёл учиться на каменщика-монтажника. После службы в армии получил водительские права. И – поехал по главной дороге своей жизни.

— В то время у нас были магирусы, кразы, татры, – рассказывает Вячеслав Викторович. – Участвовал в строительстве железных дорог, например, вели ветки на Урицк, Кокчетав и другие населённые пункт. Объектов было много. Потом отец, Виктор Григорьевич, а он тоже всю жизнь работал водителем, переманил меня на тяжёлую технику. Освоил землеройно-транспортную машину – скрепер. Вот это мощь: пустая весит 21 тонну 800 кг, с грузом 45–47 тонн! Когда уже работал в ДСП-4, это начало 90-х, нас перебросили в Астану, где реконструировали аэропорт – делали взлётную полосу, чтобы боинги могли садиться. Потом в Семипалатинске строили подвесной мост, вместе с нами работали японцы, турки. Тоже был большой объект, запоминающийся. В целом с удовольствием проработал на автоскреперах 33 года. В позапрошлом году ушёл с тяжёлой техники. В эту строительную компанию позвал брат, он тоже здесь работает. Вот, с прошлого года управляю автокатком. Отработал уже на нём в новом микрорайоне областного центра – Кунай, сейчас набережную делаем. Основная моя задача – утрамбовать земельное покрытие любой фракции по технологии. Грейдер насыпает 20 – 25 сантиметров, разравнивает, каток утрамбовывает так, чтобы поверхность была ровной И так слой за слоем. При этом всё делать надо аккуратно.

Работу бригады постоянно контролирует технадзор. Но главный цензор, по словам Вячеслава Викторовича, это их собственная ответственность, которая с годами выросла многократно. О формулировках они уже не задумываются, просто стараются честно отработать свои задачи. Потому как понимают, что от качества их труда зависит качество будущего объекта.

— Чтобы всю жизнь любить свою профессию, надо осознано выбирать её, – говорит он. – Мне уже 60 лет, но я хочу работать и дальше, потому что мне это не в тягость. Кроме личного интереса есть ещё и желание помочь и детям, и внукам.

Кстати, младший сын Вячеслава Викторовича тоже работает водителем, сейчас он управляет мазом. Династия продолжается.

Профессия всей его жизни

Одним из экскаваторов, бойко орудующих своими ковшами, управляет Сергей Дрозд. Если Марат Берикович и Вячеслав Викторович – костанайцы, то Сергей Михайлович живёт в Рудном. На строительство набережной его откомандировало предприятие, в котором он работает последние годы.

— Здесь я тоже с прошлого года. Видите эту бетонную стену? Прежде чем её установить, мы на экскаваторах делали насыпь, чтобы воду отвести дальше от берега. Затем бутовали, ровняли, укрепляли. Процесс долгий и кропотливый. Надо быть предельно внимательным и аккуратным.

Его профессиональный путь начался в Есиле, где он окончил СПТУ. В училище закрепил навыки вождения сельскохозяйственной техники. Закрепил – потому как азы вождения ему дал отец ещё в школьные годы. После армии в 1986 году устроился механизатором в посёлке Васильевка, что недалеко от Рудного. Проработал там до 2006 года. Тогда его «железным» другом был МТЗ-80, имеющий фронтальный КУН – оборудование для погрузочно-разгрузочных и землеройных работ. В период посевных-уборочных пропадал на полях или на мехтоку, зимой развозил на ферме корм для животных. В 2006 устроился в рудненский «Агрогаз», где и перешёл на экскаватор. Но предприятие закрылось, и Сергея Михайловича, как опытного водителя, взяли в другое ТОО. Он, как и его коллега, тоже поездил по всей стране с созидательной миссией. За 40 лет было много дорог и объектов. Из самых крупных – карьеры в городе Рудном и посёлке Качар, где вскрывали породу, то есть снимали верхний слой земли, открывая доступ к ценным залежам.

Успех водителя, считает он, зависит, прежде всего, и от того, как ты относишься к технике.

— Если сел за руль, то ты не просто водитель, потому что надо уметь понимать машину, которая, бывает, и капризничать начинает, – улыбается Сергей Михайлович. – Технику люблю с детства, наверное, поэтому не стал менять профессию в сложные годы.

Один из его сыновей тоже водитель – работает в БК «Строй» на автомиксере. И в этой семье трудовая династия продолжается.

Прораб – фигура главная

«У нас работают настоящие профессионалы!» – первое, что сказал про свою бригаду прораб участка Марат Маликов. В ТОО Level Development, которое в качестве субподрядчика возводит набережную за триатлон-парком, он работает третий год. Непосредственно на данном участке – с прошлого года, как только здесь начались первые движения.

— Сейчас продолжаем заливать опорную бетонную стену, затем проведём благоустройство на набережной, освещение и систему автополива – во всём триатлон-парке. До конца этого года планируем завершить все работы по благоустройству. Инженерные сети – освещение и автополив – распланированы на два сезона, но мы настроены и это сделать до конца года, – рассказал о ходе работ Марат Берикович.

Другими словами, новая часть набережной «Шагала», которую сейчас соединяют с триатлон-парком, будет полностью готова встретить отдыхающих уже следующей весной. Если, конечно, как отметил прораб, ничто не помешает им работать в том ритме, в котором они трудятся сегодня.

Марат Берикович почти 15 лет работает в дорожной сфере по специальности, которую выбрал после школы. Сначала он закончил Костанайский колледж автомобильного транспорта, затем Алматинский дорожно-строительный институт. Ещё обучаясь в колледже, Марат уже работал в одной из строительных компаний областного центра дорожным рабочим, учётчиком бригады, которая делала в Костанае ремонт улицы Бородина. Получив диплом, стал мастером в этой же организации, строил водопроводы, канализационные системы и многое другое. В целом в «АБЗ плюс» проработал около 10 лет.

— Мой отец – Берик Смаилович – также посвятил себя дорожной сфере, в том числе работал в ТОО «Костанай жолдары». Старший брат тоже выбрал этот профессиональный путь. Так что у нас уже сложилась трудовая династия! –раскрыл он секрет своего интереса к профессии.

Удивительно, но о такой преданности выбранной профессии, причём не одного поколения в семье, свидетельствуют истории всех героев этого материала! Просто находка для профориентаторов.

От прораба на самом деле зависит очень многое. Это практически главная фигура на участке. Он так должен организовать процесс работы, чтобы всё шло по плану и делалось качественно. Он руководит бригадой, ведёт учёт выполненных работ. Надо знать и законодательство, и всю документацию по конкретному участку, и технологию работ. Так что успех бригады начинается с хорошего прораба. По словам Марата Бериковича, он ответственности не боится, к своим обязанностям относится серьёзно. Завершив данный участок, перейдут на другой. «Заказов у нас хватает», – оптимистически завершил он нашу беседу.

И через пару минут на месте будущей набережной снова ожил «муравейник» – техника заурчала, задвигалась, преобразовывая невзрачные комья земли в ровное основание под будущие новенькие дорожки. Не терпится увидеть, что в итоге сделают эти профи.

Анна БАКСАРАЕВА, фото автора