Еженедельная региональная аграрная общественно-политическая газета, г.Костанай, ул.Тәуелсіздік 83, Офис 623, 54-08-30, 91-78-51 kostanay-agro@mail.ru

Мы в соцсетях

Сквозь призму времени

На территории Костанайской области расположены различные памятники и сакральные объекты. Одним из таких мест является могила выдающегося писателя-демократа, общественного деятеля, первого журналиста-казаха Мухамеджана Сералина, которое внесено в перечень сакральных объектов Костанайской области регионального значения.

Значительная фигура в истории

Как рассказали в Костанайском областном историко-краеведческом музее, могила Мухамеджана Сералина расположена в Карабалыкском районе, в 10 километрах от села Урнек. Памятник расположен на территории старого мусульманского кладбища. Могилу украшает барельеф, изображающий Сералина.

– Предки Мухамеджана Сералина происходили из Туркестана, – рассказала зав. историко-экспозиционным отделом Евдокия Суряднова. – Дед по отцу — Турсун-бай-Кожа был средне зажиточным кочевником. Его аул занимал пастбища в низовьях Сырдарьи. Отец Мухамеджана, Сералы в молодости увлекался сочинением стихов и музыки, обладал хорошим голосом, пел. Без него, как говорят, не проходили праздники и торжества в окрестных аулах. Одно время он входил в свиту молодого султана — правителя части Младшего жуза — Ахмета Джантурина. Сопровождал его в поездках по степи. Со временем он приходит к убеждению о необходимости распространения просвещения среди казахской молодежи.

Переехав в Кустанайскую степь, Сералы занялся обучением детей. Мухамеджан продолжил дело своего отца. В 1880-1877 годах Мухамеджан Сералин учился в медресе Троицка, считавшегося в ту пору одним из лучших в Казахстане. После завершения учебы мать отправила его в Кустанай к родственнику для ее продолжения и обучения ремеслу. Здесь он поступает в двухклассное русско-киргизкое училище. Прилежание и способности Сералина обратили на него внимание учителей. Один из них, Ильиных, становится весьма близким Мухамеджану Сералину. По его совету и рекомендации, Мухамеджан после окончания училища едет в Оренбург, где поступает в учительскую семинарию, успешно сдав вступительные экзамены, Но по семейным и материальным обстоятельствам он не смог закончить ее и вынужден был пойти работать.

– Мухамеджан Сералин ставит перед собой задачу – способствовать распространению образования и русской грамоты, – сказала Евдокия Суряднова. – В открытии мектебов и училищ для казахских детей он видит долг казахской интеллигенции. Руководимый этой идеей, он едет в Приаралье. В пустынные и полупустынные районы казахских кочевий. В Приаралье Сералин пробыл несколько лет. В эти годы он задумывает планы будущих поэм и заканчивает одну из них.

Ценности, объединяющие нацию

Троицк в его жизни сыграл большую роль. Здесь он по-настоящему приобщился к русской культуре, увлекся передовыми идеями русских и татарских просветителей. После революции 1905-1907 годов, ускорившей развитие казахского общества, произошло оживление политической активности населения Казахстана. На этом фоне создание печатного органа, способного донести до широкого круга населения мысли и взгляды на решение назревших вопросов национальной жизни и ее развития, стало необходимостью. Было предпринято несколько неудачных попыток создать неофициальный печатный орган на казахском языке. И только в конце 1910 года правительство удовлетворило ходатайство Мухамеджана Сералина и дало разрешение на издание журнала. 10 января 1911 года в Троицке вышел первый в истории казахский национальный журнал «Айкап». Мухамеджан стал не только организатором и издателем, но и его ведущим составителем – автором, идейным руководителем, редактором. Его историческая заслуга состоит в том, что он был первым, организовавшим издание первого национального журнала демократического направления в Казахстане.

– «Айкап», хотя и выходил легально, но работал в условиях жесткой цензуры, – отметила Евдокия Суряднова. – За годы существования (1911-1915 гг.) журнал собрал вокруг себя наиболее здоровые силы молодой национальной интеллигенции. После закрытия журнала «Айкап» Сералин на некоторое время уехал в родной аул и посвятил себя школьно-просветительской деятельности. Работая учителем в школе, основанной в 1888 году Ибраем Алтынсариным, занимался созданием библиотеки. Один из бывших учеников школы вспоминал: «Мухамеджан-агай организовал библиотеку специально для школьников, передав ей свои книги. Он доставлял сюда газеты и журналы, издававшиеся в Москве, Петрограде, Казани, Оренбурге и Средней Азии». Кроме учебных пособий были брошюры казахских поэтов и общественных деятелей для широкого круга читателей.

Не сломленный трудностями

Весть об Октябрьской революции застала Мухамеджана Сералина в родном ауле. Благодаря влиянию Алиби Джангильдина, с которым Мухмеджан был лично знаком, и русских большевиков, он принял активное участие во многих мероприятиях Советской власти в Кустанайском уезде (затем губернии) и в Казахстане.

После установления Советской власти в Кустанае в 1919 году, он назначается зав.земельным отделом Кустанайского уездного исполкома Советов. Вначале 1920 годов появляется необходимость создания казахской советской газеты. Пленум Кустанайского губкома, который проходил с 7 по 10 декабря 1922 года, подчеркнул необходимость оживления пропагандистской работы и рекомендовал издавать газеты на казахском языке. Работа поручалась Мухамеджану Сералину. С присущей ему энергией он принялся за издание газеты. В 1922 году ему удается выпустить первый номер газеты «Аул» в городе Челябинске. Однако в дальнейшем издание газеты вдали от казахской степи оказалось неудобным и оно было приостановлено до 1923 года. Настоятельно требовалось издание газеты на казахском языке в городе Кустанае.

– Решением губкома Мухамеджан Сералин был командирован в город Казань, – рассказала Евдокия Суряднова. – Братская Татария, обладающая большим опытом в области книгоиздания и оснащенная полиграфской базой, выделила все необходимое для налаживания выпуска газеты. И вот в 1923 году вышел второй номер газеты «Аул».

На страницах газеты «Аул» Сералин опубликовал ряд своих статей. В них он стремился аргументировать происходящие изменения в обществе, сущность и задачи нового строя.

– Летом 1924 года его здоровье ухудшилось, – отметила Евдокия Суряднова. – Но и будучи больным, он продолжал писать статьи на злободневные экономические и политические темы, внимательно следил за изданием газеты, работой редакции.

Мухамеджану Сералину удалось собрать вокруг газеты казахскую молодежь и сельских активистов. К 1925 году Сералин снова стал привлекаться к работе в партийных и советских органах губернии: назначался зам.председателя губисполкома, зав.агитационно-пропагандистским отделом губкома партии. Однако болезнь не давала возможности заняться партийно-государственными делами в полную силу. В 1928 году Обком РКП(б) Каз.ССР решил назначить Сералина редактором газеты «Енбекші қазақ» («Трудящийся казах») – органа обкома партии и ЦИК Каз.АССР, хотя по настоянию врачей он находился на лечении дома в ауле. В декабре 1928 года в результате прогрессировавшей болезни сердца, здоровье его резко ухудшилось, он был парализован, и в мае 1929 года умер.

– Могила Мухамеджану Сералина находится на территории Комсомольского района, – поделилась Евдокия Суряднова. – На его родине, в Комсомольском районе, на здании школы установлена мемориальная доска, а в самой школе создан мемориальный музей им. М. Сералина. Мемориальная доска есть и на здании школы № 21, которая находится на улице им. М. Сералина в Кустанае.

Кристина ГЕРАСИМОВА, фото Георгия ШАПОВАЛОВА