Еженедельная региональная аграрная общественно-политическая газета, г.Костанай, ул.Тәуелсіздік 83, Офис 623, 54-08-30, 91-78-51 kostanay-agro@mail.ru

Мы в соцсетях

Проблемы мукомолов

Костанайские мукомолы выступают против включения муки в перечень биржевых товаров.

Они считают, что такое решение Минторга – последний гвоздь в гроб перерабатывающей промышленности Казахстана. Свои опасения мукомолы высказали на совещании, которое прошло в Палате предпринимателей Костанайской области с участием представителей НПП РК «Атамекен», Министерства торговли и интеграции РК и председателя Союза переработчиков Казахстана.

Проблем у костанайских мельниц и без того – вагон и маленькая тележка. Копятся они уже около 15 лет. Как результат – потеря внешних рынков и упадок отрасли в целом.

– Все началось еще во второй половине 2000-х годов, когда мы потеряли Таджикистан, – выступил коммерческий директор ТОО «Бест Костанай» Олег Куртвапов. – Он поднял НДС на ввоз муки на 18%, тем самым ограничив на свои внутренние рынки приток казахстанской муки. Они стали брать наше высококлассное зерно и развивать собственную перерабатывающую промышленность. Если в 2008 году мы поставляли в Таджикистан порядка 450 000 — 500 000 тонн муки и около 200 000 тонн зерна, то в 12 году – уже 50 000 тонн муки и миллион тонн зерна. То есть нас, Казахстан, превратили в сырьевой придаток. По этому же пути пошел Узбекистан. Он тоже стал вводить акцизы, пошлины, НДС на ввоз, создавая протекцию своим переработчикам и лишая нас рынков сбыта.

Сегодня у отечественных мукомолов остался один рынок сбыта – Афганистан. Если они потеряют и его, то на наших столах появится узбекская мука из казахстанского зерна. Сейчас все идет именно к этому, считают предприниматели.

– С начала января мы получили целый «подарочный букет» для отрасли – единомоментно повышены тарифные ставки на перевозку зерна внутри страны и на доставку муки «крытьем», – высказался председатель Союза переработчиков Казахстана Евгений Ган. – Узбекская сторона теперь тоже работает в сторону ограничения перевозки нашей продукции. К тому же с 1 июля мука вводится в перечень биржевых товаров. Эта мера никому не помогает. Мы сейчас на всех уровнях обращаемся к государству – пора сесть за стол переговоров и что-то активно делать по отрасли. Нет преференций и поддержки. На сегодняшний день мукомольная отрасль Узбекистана развивается быстрее. В силу многих показателей мука у них получается дешевле.

Директор ТОО «Казторгтранс» Халиулла Гран Ака считает, что есть как минимум три причины, по которым мука не может входить в перечень биржевых товаров. Во-первых, мука первого сорта – это бренд каждой компании. То есть покупатель берет не просто муку, а проверенный продукт у проверенного поставщика, которому он доверяет. Предприниматели годами нарабатывали себе клиентов и репутацию. Сейчас же все их труды «обнуляются». Во-вторых, срок хранения муки – от 3 до 5 месяцев, что для биржевых торгов неприемлемо. В-третьих, у афганских покупателей элементарно нет технических возможностей, чтобы в них участвовать.

– У меня опыт работы 22 года, – выступил Халиулла Гран Ака. – Сейчас я 100 процентов продукции экспортирую в Афганистан, поэтому знаю, о чем говорю. Афганистан не сможет покупать на казахстанской бирже. Ему проще пойти и купить эту муку в Узбекистане без всяких проблем. Я считаю, что нужно обратиться с письмом в Правительство с просьбой отменить эти барьеры. Включение муки в перечень биржевых товаров не было согласовано с бизнесом.

Позицию мукомолов поддерживает НПП РК «Атамекен». В своем экспертном заключении Нацпалата выражала несогласие с включением муки в перечень биржевых товаров, но документ все же был принят.

– Мы считаем, что в принятии таких решений необходимо проводить анализ регуляторного воздействия на бизнес, то есть выяснить, к чему это может привести, – говорит директор Палаты предпринимателей Костанайской области Мурат Абенов. – Однако сделано этого не было. В итоге сейчас мы пытаемся высказать свое мнение вдогонку.

При поддержке Палаты предпринимателей и Союза переработчиков Казахстана мукомолы собираются вновь поднять этот вопрос на государственном уровне.

Кристина ГЕРАСИМОВА