По итогам работы Земельной комиссии в 2016 году Правительством РК установлен запрет на предоставление сельхозземель в приграничной зоне иностранцам и гражданам, состоящим в браке (супружестве) с иностранцами или лицами без гражданства.
Так, для усиления государственного контроля за рациональным использованием сельхозземель в 2019 году внесло изменения в Земельный кодекс в части использования данных дистанционного зондирования земли. Таким образом, наряду с результатами систематических наблюдений, наземных сьемок, обследований и инвентаризации в качестве источников информации для мониторинга сельхозземель теперь также будут использованы результаты космического мониторинга.
Также, для создания экономического понуждения к добровольному отказу от неиспользуемых сельхозземель в декабре 2020 года приняты поправки в Налоговый кодекс, предусматривающие кратное увеличение ставки налога с 10 до 20 раз на неиспользуемые сельхозземли.
- Разработан законопроект по совершенствованию государственного контроля за использованием и охраной земель, который предусматривает сокращение этапов проверок и сроков изъятия неиспользуемых сельхозземель с 3 лет до 1 года
- Разработан и внесен в Мажилис Парламента законопроект по цифровизации государственных услуг в рамках единого государственного кадастра недвижимости. Его цель – унификация процедуры предоставления земельных участков, контроль сроков и хода рассмотрения заявок, безбумажное оказание услуги и согласование выделения земельного участка с госорганами и организациями и др.
- Разработана отдельная подробная регламентация порядка предоставления сельхозземель через конкурсы. Для обеспечения открытости работы конкурсных комиссий в их состав законодательно включены представители общественных советов и объединений (не менее 50% от общего числа членов комиссии).
Для эффективного и рационального использования сельхозземель законодательно установлен единый типовой договор аренды участков, с уточнением и усилением обязанностей и ответственности землепользователей. Также установлен порядок мониторинга за рациональным использованием сельхозземель. Первые 5 лет аренды мониторинг должен осуществляется ежегодно, а в последующие периоды на орошаемой пашне каждые 3 года, на богарной – каждые 5 лет.
Кроме того, сельхозземли вблизи населенных пунктов отнесены к категории государственных нужд, что дает законодательное основание для их принудительного изъятия в пользу ЛПХ местного населения.
Также для удовлетворения нужд местного населения и решения вопросов предоставления пастбищ был принят Закон Республики Казахстан «О пастбищах», в рамках которого предусмотрена разработка и утверждение Планов по управлению пастбищами сроком на 2 года.
Цель документа – перераспределение незагруженных пастбищ организованных хозяйств для обеспечения выпаса скота населения.
При этом, для обеспечения гласности при проведении мероприятий, связанных с предоставлением и использованием пастбищ, законодательно предусмотрено участие органов местного самоуправления в разработке Плана по управлению пастбищами и их использованию.
Органы местного самоуправления заслушивают и обсуждают ежегодные отчеты местных исполнительных органов по использованию пастбищ, участвуют при рассмотрении вопроса о перераспределении пастбищ, а также в реализации Плана по управлению пастбищами, взаимодействуют с пастбищепользователями, объединениями пастбищепользователей по вопросам управления и использования пастбищ.