Внедрение сопроводительных накладных на товары вызвало массу негатива среди микробизнеса. Как оказалось, причиной тому стало непонимание – кто, когда и как должен оформлять СНТ. Чтобы расставить все точки над «и», Палата предпринимателей Костанайской области собрала на своей площадке представителей бизнеса, ДГД, Совета по защите прав предпринимателей и Клуба бухгалтеров.
СНТ – это, по сути, электронное подтверждение факта производства, поступления, убытия, а также ввоза и вывоза товара производителями, торговыми точками, импортерами и экспортерами. Пока вопрос стоит по отдельным видам: табачным изделиям, алкогольной продукции, меховым изделиям, а также всему, что ввозится в Казахстан и вывозится за рубеж.
Внедрить СНТ пытались еще с 2015 года. Но НПП РК «Атамекен» всякий раз настаивала на переносе сроков введения новшества.
– Причиной этому был, во-первых, рост финансовых и административных расходов субъектов бизнеса, неготовность информационных систем органов государственных доходов к реализации такого масштабного проекта, – выступил представитель бизнес-омбудсмена по Костанайской области Самат Садвакасов. – Это время нужно было для технической подготовки и адаптации информационных систем, необходимо было настроить соответствующие взаимоотношения предпринимателей со своими контрагентами, перевозчиками, поставщиками из ЕАЭС, а также внутри Казахстана, логистическими компаниями. Теперь это все осложняется и в связи с ситуацией с пандемией и снижением спроса на товары со стороны населения.
На сегодня ситуация такова: по подакцизным товарам при вывозе и ввозе товаров в рамках Евразийского экономического союза срок внедрения СНТ отложен до 1 июля 2021 года, по товарам «виртуального склада» – до 1 ноября, по остальным товарам из Перечня изъятия ВТО и маркируемым товарам – до 1 февраля 2022 года.
Пока предприниматели оформляют СНТ только в пилотном режиме. Однако уже сейчас многие из них жалуются на техническое несовершенство программы.
– Прежде чем внедрять какое-то новшество, необходимо сделать качественный интернет, – выступила член Регионального совета Палаты предпринимателей Костанайской области Наталья Лапшина. – Кроме того, сейчас мы испытываем настоящий кадровый голод. Бухгалтерам, которые сталкиваются с оформлением СНТ, проще уйти и поменять специфику. Такая же проблема с программистами, потому что система сложная. Нам не с кем будет работать.
Ситуация достигла пика на днях, когда владельцы магазинов «у дома» в СКО и Талдыкоргане устроили молчаливую акцию протеста против новшества. Как заверяют представители ДГД, на самом деле у представителей микробизнеса нет причин для беспокойства.
– Владельцам магазинов «у дома» нет необходимости оформления и подтверждения СНТ. У них есть только одна обязанность – вбивать чеки в онлайн-кассу, что и было ранее, – сообщил заместитель руководителя ДГД Костанайской области Сатжан Узакбаев.
Как подчеркнул директор Палаты предпринимателей Костанайской области Мурат Абенов, эта ситуация показала важность разъяснительной работы среди бизнеса.
– Необходима поэтапная работа – с обсуждением и информационным сопровождением, – отметил Мурат Абенов. – Для чего нужен «пилот»? На его основании делаются выводы, устраняются недостатки. Поэтому «пилота» бояться не надо, нужно включаться, пробовать. В ближайшем будущем мы все равно к этому придем.
Учитывая мнение бизнеса, НПП РК «Атамекен» направила письмо на имя Первого заместителя Премьер–Министра РК с просьбой снова перенести дату введения обязательного оформления СНТ. На этот раз на 1 июля 2022 года.
Кристина ГЕРАСИМОВА