Еженедельная региональная аграрная общественно-политическая газета, г. Костанай, ул. Тәуелсіздік, д. 83, Офис 623, 54-08-30, 91-78-51 kostanay-agro@mail.ru

Мы в соцсетях

Малый бизнес на «микро»

Александр Гладко житель села Майское района Беимбета Майлина с наступлением пандемии остался без работы. Ранее он ездил на заработки в Россию, трудился монтажником. Парень не стал сидеть сложа руки, обратился в районный отдел предпринимательства, где ему подсказали получить грант в рамках государственной программы.

Деньги Александр получил, в июне этого года, на развитие сити-фермерства.

— Сити-фермерство – отрасль сельского хозяйства в городских условиях, — рассказывает Александр. – Оставшись без работы, я стал думать, чем еще могу заниматься, планировал бюджет чтобы начать свое небольшое дело. Наткнулся на эту идею, изучил ее. Теперь я буду выращивать 15 видов микрозелени, на кокосовом субстрате. Направление сити-фермерства актуально на сегодняшний день, и оно развивается, кроме того продукция очень полезна. Концентрация витаминов в растениях, в разы больше, чем в обычных овощах.

По прогнозам футуролога Кьелла Нордстрема уже к 2030 году большая часть населения Земли будет жить в городах — это 72%. По прогнозам ООН, население планеты увеличится к 2050 году до 10 млрд человек.

Для того чтобы нам прокормить все население, нужно производить на 70% больше продовольственной продукции, чем мы производим сейчас. Можем ли мы производить столько продукции? Согласно цифрам ФАО, 33% всей почвы уже выбыли из сельскохозяйственного оборота. Ежегодно мы теряем 8 млн га плодородных земель безвозвратно. 8 млн га сопоставимо по площади с Австрией или ОАЭ. И если мы что-то не придумаем, не предпримем, не поменяем, то нам осталось около 100 лет до всемирного голода. Как нам прокормить 10 млрд человек, большинство из которых будет проживать в городах, с учетом того, что наш самый важный ресурс – земля, ограничен и конечен?

Такое решение есть, это – городское фермерство, считают современные адепты здорового питания. Это более экологичный и экономичный способ производства. Городское фермерство – это не только вертикальное фермерство и гидропоника. Оно может состоять из традиционных огородов, пасек. Есть также умные домашние устройства. Фермы в городе могут сократить расходы на логистику, это в свою очередь благоприятно повлияет на экологию. Самое главное, что может дать сити-фермерство – это возможность есть экологически чистые натуральные продукты питания выращенные в городских условиях. Сити-фермер – это достаточно новое направление в Казахстане. Тех, кто занимается микрозеленью, совсем мало.

Хотя о микрозелени говорят и пишут в последнее время не только поклонники здорового питания и любители ЗОЖ, ее включают в меню кафе и ресторанов, ее пытаются сделать очередной суперпищей, «суперфудом». Еще совсем недавно таким «суперфудом» были проростки. Но их употребляют на стадии прорезывания корешка. А микрозелень – всего лишь простые молодые ростки, выпустившие первую пару настоящих листьев, обыкновенных растений. Чаще всего – это разная зелень и корнеплоды, реже – злаки.

Однако уделяют ей внимание и рядовые потребители – многочисленные научные доказательства пользы от употребления микрогрина достаточно убедительны. В результате то, что поначалу представлялось как очередное странное увлечение, становится довольно сильным трендом. А это открывает значительные возможности для заработка и позволяет рассматривать микрозелень как бизнес с далеко идущими перспективами.

На текущий момент эта категория довольно часто попадает в разряд «суперфудов», что положительно сказывается на интересе покупателей. В то же время сама процедура выращивания микрозелени относительно простая, не требующая сложного оборудования и дорогостоящих ресурсов. А это дополнительно повышает ее привлекательность как бизнес-идеи.

Первоначально спрос микрогрина на отечественном рынке начали создавать предприятия сферы общепита. Здесь миниатюрные ростки использовались, как и изначально в Калифорнии, для декора готовых блюд и добавления им оригинальных вкусовых ноток.  Ведь, помимо концентрированной природной пользы, у только начинающих свой рост стеблей также и более выразительный вкус, аромат и цвет. Поэтому добавление даже небольшого их количества позволяет придать традиционным блюдам новый подчеркнутый вкус. И посетителям это нравится.

Таким образом, именно рестораторы показали, как можно использовать микрозелень, что с ней можно делать – и тем самым создали стимул для развития этого сегмента на пищевом рынке. Следом новый продукт начал появляться и в крупных сетевых магазинах.

Главным же двигателем роста популярности микрогрина стала, по мнению участников этого рыночного сегмента, мода на здоровое питание и ЗОЖ в целом. Минимум калорий, пищевые волокна и большое количество полезных веществ делают эти небольшие ростки по-настоящему ценным продуктом. Поэтому, несмотря на то, что ниша микрозелени находится пока что в самом начале своего становления, перспективы у него обширные. Внимание потребителей к состоянию своего здоровья и к тому, что они едят, постоянно растет. Правильное питание, ЗОЖ, вегетарианство с различной строгостью уже стали значимыми трендами фудиндустрии. Причем их среднестатистический приверженец достаточно молодой, поэтому формируемый сегодня спрос потенциально будет поддерживаться в течение долгого времени.

Сегодня в некоторых крупных городах уже есть свои собственные сити-фермы, состоящие из многоярусных стеллажных систем, системы освещения и автополива.

Небольшие первоначальные вложения делают это бизнес-направление доступным для предпринимателей, ограниченных в финансах. А городской формат деятельности существенно облегчает и удешевляет логистику. В западных странах гроубоксы, в которых выращивается микрогрин, часто устанавливаются непосредственно в магазинах. В результате покупатели получают наиболее свежую продукцию, которая срезается при них, а производитель сводит транспортные расходы практически к нулю. Соответственно, рентабельность такой деятельности растет.

Несмотря на все плюсы сити-фермерства промышленных производителей микрозелени  сегодня практически нет.

— Есть еще интересное направление которое я изучаю – гидропонные корма, — рассказывает Александр, — где с одного килограмма пшеницы можно получить 7 килограммов урожая.

Суммы на постройку отдельного помещения начинающему фермеру не хватит, поэтому под это дело, он оборудовал одну комнату у себя дома. На деньги он купил семена растений, тару для выращивания и лэд-лампы освещения, в планах заказать фито-лампы. Также приобрел металлический профиль, из них собрал стеллажи. Продукцию намерен сбывать в рестораны, уже договорился с тремя, в городе Рудном. В своем районе, по словам Александра, люди пока не готовы к такой экзотике.

В настоящее время внимание этому сегменту уже начинают уделять и крупные агрохолдинги и ритейлеры разных стран. В то же время, по мнению экспертов, этот сегмент из-за специфики продукта больше подходит для малого и среднего бизнеса.

Василий ВАСИЛЬЕВ, фото автора