Еженедельная региональная аграрная общественно-политическая газета, г. Костанай, ул. Тәуелсіздік, д. 83, Офис 623, 54-08-30, 91-78-51 kostanay-agro@mail.ru

Мы в соцсетях

Презумпция виновности или чего ждать госслужащим

С 1июля в Казахстане вступил в силу Административный процедурно-процессуальный кодекс. В рамках документа изменилась работа с обращениями граждан – для контроля была внедрена электронная система e-Otinish.

Официальный визит

Министр цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности РК Багдат Мусин посетил Костанайскую область. Главная цель – ознакомиться с ходом реализации программы «Цифровой Казахстан».

При посещении отдела обслуживания населения №1 Костаная министр вновь обратил внимание на строгое соблюдение в ЦОНах противоэпидемиологических мер: посещение только по предварительному бронированию, обязательное подтверждение статуса каждого посетителя через систему Ashyq, соблюдение социальной дистанции и наличие антисептических средств.

– У вас многие посетители приходят в сектор самообслуживания, – отметил Багдат Мусин. – Предлагаю на каждом столе разместить небольшие флаконы с антисептическими средствами. Это будет гораздо удобнее, нежели один большой дезинфицирующий прибор на сектор. Человек поработал за компьютером, ушел, приходит следующий – обрабатывает руки и клавиатуру антисептиком и начинает работать. Это тоже защитная противовирусная мера.
Также Багдат Мусин отметил, что на данный момент первый отдел по обслуживанию населения Костаная обслуживает большое количество граждан и для улучшения качества обслуживания, недопущения возникновения очередей, министр рекомендовал найти новое здание для центрального ЦОНа.

Помимо этого, министр ознакомился с алгоритмом подготовки и отправки электронных обращений граждан в госорганы, лично протестировав возможность отправки обращения.

– Мы знаем, что согласно новому АППК, ответ на обращение гражданин получит в течение 15 дней, – подчеркнул Багдат Мусин. – Отправляя свое обращение в акимат Костаная выявил для себя некоторые моменты, которые необходимо усовершенствовать. Если гражданин отправил сообщение через портал, то ответ поступит в личный кабинет. А если через акимат или ЦОН – нужно прийти за ним опять. Это неудобно. Надо рассмотреть возможность и внедрить доступ к ответу через мобильный телефон. Мы ведь указываем свой номер, когда отправляем обращение. Это удобно, потому что кто-то, например, как я, обращение составил в ЦОНе Костаная, а через 15 дней я буду в другом городе. При внедрении новой функции через SMS-уведомления мы будем знать не только на каком этапе рассмотрения в том или ином госоргане находится обращение, но и потом получить доступ к ответу.

Напомним, 1 июля в Казахстане внедрили электронную систему e-Otinish, которая будет контролировать рассмотрение обращений. Главным оператором системы электронных обращений e-Otinish стала Госкорпорация «Правительство для граждан». Подать обращения можно несколькими способами: через портал электронного правительства, госорганы и ЦОНы. В ЦОНах для этого созданы специальные пункты приема обращений. С 1 июля через ЦОНы Костанайской области уже поступило пять обращений.
Система e-Otinish также будет установлена в каждом сельском акимате. Сотрудники акиматов прошли обучение и могут принимать обращения граждан через e-Otinish. Для жителей сел акиматы станут точками доступа к системе.

Двумя неделями ранее

О новой системе обращений граждан в начале июля рассказал вице-министр цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности РК Асет Турысов, который также посетил наш регион. По его словам, раньше в республике не было единой системы для рассмотрения обращений граждан, поэтому не было и анализа данных, контроля самого процесса рассмотрения обращений.

– Без этой информации было сложно составить портрет заявителей и оценивать качество работы госорганов, – отметил Турысов. – Внедрение системы электронных обращений e-Otinish позволит решить эти вопросы. Анализ позволит увидеть проблемы людей в разрезе регионов, определить эффективность работы госорганов, составить картину социального настроения казахстанцев.
Итак, обо всем подробнее. Электронные обращения e-Otinish повысят эффективность работы госорганов и прозрачность рассмотрения обращений граждан. Как раньше уже отмечалось, госорган, по новому АППК, обязан предоставить ответ на обращение в течение 15 рабочих дней.

Если времени идти в ЦОН или госорган нет, обращение можно будет подать через портал eGov, мобильные приложения e-Otinish, eGov mobile, aitu. Е-Otinish позволит заявителям контролировать ход рассмотрения своего обращения, оценивать качество предоставленного ответа и видеть реальные проблемы казахстанцев. Казахстанцам будет доступен треккинг – они смогут получать SMS-уведомления и знать, на каком этапе рассмотрения в том или ином госоргане находится обращение. Вся история рассмотрения сохраняется в системе, госорган видит ранее принятые решения и формирует административное дело.

Презумпция виновности

Но, как всегда, у медали две стороны. Теперь, бесспорно, граждане станут не то, чтобы ближе, к госорганам, но они будут точно знать: рассматривается ли их обращение, кем, в какие сроки должен поступить ответ и поступил ли он. А вот на госслужащих, по новому кодексу, накладывается еще большая ответственность. Вводится понятие «презумпции виновности госслужащего».

– Необходимо подчеркнуть важность реализации заявленной в Послании Главы государства концепции «Слышащего государства», предусматривающей оперативное и эффективное рассмотрение обращений граждан, – сообщил заместитель директора филиала НАО «ГК «Правительство для граждан» по Костанайской области Чингиз Аширбеков. – Рассматриваться обращения будут через внедряемую информационную систему «е-Обращение». Через нее можно отслеживать на каком этапе находится ваше обращение, мониторить работу госслужащих. Это уникальная информационная система, аналогов которой нет. Предполагается, что кодекс поможет защитить права рядовых казахстанцев и юридических лиц в споре с госорганами. В споре, где на одной стороне стоит гражданин, а на другой – госорган или чиновник с его огромными информационными, кадровыми и другими ресурсами.

По сути, суды с 1 июля рассматривают иски к госструктурам, исходя из принципа «презумпции виновности государственного органа». Это значит, что в суде доказывать свою правоту придется госорганам, а не человеку или компании, которые подали на него иск.

Инструкция к применению

Ну, если с обращением через ЦОН или госорган понятно, там есть специалисты, которые помогут подать электронное обращение, то что делать, если подать его хочется самостоятельно?

Для начала вам нужна электронная цифровая подпись, без ЭЦП не обойтись. Стоит повториться, что обращения подавать могут и физические, и юридические лица.

– Что касается срока оказания услуг, – пояснила PR-менеджер костанайского филиала госкопорации, то есть нюансы. Обращение физического и (или) юридического лица, для рассмотрения которого не требуется получение информации от иных субъектов, должностных лиц либо проверка с выездом на место, рассматривается в течение пятнадцати календарных дней. Обращение физического и (или) юридического лица, для рассмотрения которого требуется получение информации от иных субъектов, должностных лиц либо проверка с выездом на место, рассматривается и по нему принимается решение в течение тридцати календарных дней со дня поступления субъекту, должностному лицу. В тех случаях, когда необходимо проведение дополнительного изучения или проверки, срок рассмотрения может быть продлен не более чем на тридцать календарных дней, о чем сообщается заявителю в течение трех календарных дней с момента продления срока рассмотрения.

Итак, вы решили подать заявление через портал? Первый шаг – авторизация. Далее – выбрать сервис «Электронные обращения». Нужно будет заполнить представленную форму. Необходимые вложения можно прикрепить шестью отдельными файлами (каждый от 10 до 15 Мб) общим размером до 60-90 Мб. Выбрав нужный вам государственный орган в поле «Получатель», вы узнаете допустимый объем вложений. В случае, если вы отправляете в государственный орган, где установлена единая система электронного документооборота (ЕСЭДО), объем каждого файла допускается до 15 Мб (и всего 90 Мб соответственно). Документ нужно будет подписать ЭЦП и отправить в государственный орган.

– В процессе рассмотрения документа в личный кабинет пользователя поступит: уведомление о доставке; уведомление о регистрации обращения с указанием даты регистрации и регистрационного номера, присвоенного в государственном органе либо уведомление об отказе в регистрации с указанием причины отказа регистрации обращения; уведомление об отправке на исполнение с указанием исполнителя и срока исполнения; уведомление об исполнении с указанием исполнителя, даты исполнения и информации о результатах рассмотрения обращения, либо информации о направлении обращения на рассмотрение другим субъектам или должностным лицам в соответствии с их компетенцией, – пояснила Ярослава Богатырева.

Не забудьте, с помощью этого сервиса вы получаете возможность написать и отправить обращение в государственный орган из списка. При этом вы получаете гарантию доставки обращения, отслеживаете статусы обращения и получаете ответ на обращение здесь же на портале. Обращения, поступившие в уполномоченный орган после 18:30 будут зарегистрированы с 9:00 следующего рабочего дня.

Тина МОВА, фото автора