В животноводческих хозяйствах «Олжа Агро» прошел заключительный этап вакцинации крупного рогатого скота от бруцеллёза.
Случая отправиться в племенной репродуктор, что в ПК «Златоуст», мне пришлось ждать две недели. Как выяснилось, жара – опасный компаньон не только посевам, но еще вакцинации, для проведения которой благоприятна прохладная погода, когда на улице не выше 25 по Цельсию.
Но ждущим да воздастся. Повезло и нам: солнце, видимо, решило взять отгул в счет июльских переработок, а мы спешно отправились в Златоуст. С трудом представляя процесс вакцинации коров, по дороге я пыталась понять, как можно привить четыре сотни голов за один рабочий день.
Уже на месте я поняла, что для нашей животноводческой бригады нет ничего невозможного. В загоне нас уже ожидали отбитые от основного стада бурёнки, которым показана вакцинация по прививочному календарю хозяйства.
Имея смутное представление о происходящем, они призывно мычали, глядя на пастухов, словно вопрошая: «Ну, чего ждешь? Давай, открывай уже загон, мы есть хотим!»
Итак, процесс начался – в ампулах развели живую сухую вакцину, зарядили шприц-вакцинатор и начался прогон. Это мало отличается от дефиле топ-моделей с какого-нибудь модного показа: по бокам подиума пастухи хлопками подгоняли хвостатых моделей, что больше походило на бурные овации ценителей высокой моды, а я, в погоне за удачным фото, обеспечила выход красавиц вспышками фотоаппарата.
Корову прогоняли по коридору, такому узкому, что назад не повернуть, есть только один путь – вперед и никаких антиваксеров! И вот здесь, в самом узком месте, ее и поджидал Айболит в лице Владимира Павловича, ветеринарного врача «Олжа Агро». Отточенный до автоматизма взмах руки – и на выходе немного испуганная, но счастливая, что теперь можно бежать на луг, корова.
По словам главного ветеринарного врача Гусмана Мурзатаева, это мероприятие важно как для крупных хозяйств, так и для частных подворий.
– Жизнь в селе напрямую зависит от частного подворья. Как правило, вся продукция с хозяйства прямиком отправляется на стол фермера. И тут крайне важно контролировать безопасность потребляемого сырья. То есть фермер должен быть полностью уверен в эпидемиологической безопасности конечного продукта – молоке и мясе. А значит, и в здоровье своих подопечных. Ведь главная опасность заключается в том, что от зараженного животного бактерии бруцеллёза или, по-научному Brucella, содержащиеся в мясе или молоке и попавшие на стол без термической обработки, в 100% случаев попадают в организм человека и вызывают заражение.
– Впрочем, коварность бруцеллёза заключается еще и в том, что заражение происходит не только через фермерскую продукцию, но и при контакте с животными. Причем не обязательно через порезы – бактерии также можно вдохнуть, проводя уборку загонов, – отмечает Гусман Мурзатаев.
– Как же тогда быть? – поеживаясь, спрашиваю я.
– К любому продукту, будь то молоко, сыр или мясо, – поясняет Владимир Павлович, – нужно относиться, как потенциально опасному. Не важно, купили ли вы его в магазине или у опрятной хозяюшки на рынке. Лучший метод обеззараживания продуктов – высокая температурная обработка. Ну а в качестве профилактики, естественно, всему поголовью показана обязательная вакцинация.
Совершенно очевидно, что пока болеют бруцеллезом животные, будет существовать угроза заражения и для людей. Поэтому главное в этой невидимой войне – профилактика: провести своевременную вакцинацию и выявить больных животных – значит защитить нас с вами.
Анара Мустафина