Еженедельная региональная аграрная общественно-политическая газета,
г. Костанай, ул. Тәуелсіздік, д. 83, офис 620, 54-08-30, 91-78-51 kostanay-agro@mail.ru

Мы в соцсетях

Прикоснувшись к святому

3 октября 2021 11:00 • 583 просмотров

В этом году особенно большое внимание уделяется программе «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» Лидера нации Нурсултан Назарбаев, связано это в первую очередь с юбилейной датой нашего государства. В этом номере мы решили рассказать о самых дальних святынях нашей области. Подробнее о сакральных объектах Наурзумского района поговорили с заведующей сектором выставочно-массовой работы отдела краеведческой литературы КГУ«Костанайская областная универсальная научная библиотека им. Л. Н. Толстого» Кульшарой УМУРГАЛИЕВОЙ.

В программной статье сформулирован ряд направлений, по которым должна проходить духовная модернизация казахстанцев. Достичь этого Первый Президент предложил через воплощение в жизнь ряда проектов. Один из них получил название «Духовные святыни Казахстана» или «Сакральная география Казахстана». Под «сакральным объектом» понимаются особо почитаемые памятники природного ландшафта и культурного наследия, светской и культовой архитектуры, мавзолеи, а также места, связанные с историческими и политическими событиями, имеющие ценность. В Костанайской области немало исторических памятников и мест, которые считаются святыми. Вообще, надо сказать, земля Костанайской области богата памятниками истории и культуры. Мавзолеи, исторические места, поселения, по сей день хранят в себе тайны ушедших веков. Прикоснуться к подобным сакральным объектам – все равно что пообщаться с прямым свидетелем тех времен и событий.

— В нашей области множество памятных объектов. Думаю, о местных объектах известно даже школьнику, давайте поговорим о самых отдаленных наших местах. Пожалуй, одним из таких является мавзолей Коянак аулие…

— Это культовый сакральный объект, являющийся местом поклонения, находится в Наурзумском районе, в 18 километрах от сел Шили и Шолаксай, между поселениями Карасу и Копа.

В народе ходит много легенд и рассказов об этом месте, могила считается святым местом, имеющим целебную силу, и с ним связаны многочисленные истории исцеления больных людей. Считается, что тело захороненной здесь святой Коянак аулие защищает местных жителей, приносит благосостояние и процветание. Множество приезжающих сюда людей верят, что молебен у мавзолея поможет им справиться с болезнями, трудностями и принесет удачу. Переночевав хоть одну ночь в доме, можно исцелиться от недугов. Неудивительно, что просьбы людей исполняются, видимо, секрет этого места может быть в том, что здесь человек обретает гармонию души.

Коянак Жолшаракызы происходила от рода Курай Уак. Ее отец Жолшара и дед Тастемир были также святыми людьми, умели предсказывать судьбоносные события и исцелять страждущих, и этот дар передался по наследству Коянак аулие. По народным преданиям Коянак аулие могла управлять силами природы, разгонять тучи, унять разыгравшуюся метель. В одной из легенд говорится о том, как Коянак Жолшаракызы помогла своему жениху Бисары найти к ней дорогу. Когда Бисары вместе с друзьями отправился в аул невесты, чтобы забрать ее, по дороге они заблудились. Долго блуждали они по степи и вдруг увидели большой камень, возле которого была расстелена скатерть с едой. Когда путники насытились, скатерть исчезла на глазах, а за камнем явно виднелась дорога к аулу.

Коянак аулие вышла замуж за уроженца Наурзумского района, родила шестерых детей, сейчас их дети, внуки и правнуки живут по всему Казахстану. Но каждый из них считает своим долгом приезжать на могилу святой, чтобы прочесть Коран. Потомки Коянак аулие построили над ее могилой современный мавзолей. Архитектором нового мавзолея является наш земляк – Батырхан Кайрбеков.

— Также в Наурзумском районе есть еще одно священное место захоронения Тюркебая аулие Аканулы. Кульшара Умаровна, расскажите, есть ли достоверные данные о нем?

— Сегодня это захоронение является местом поклонения и находится в Наурзумском районе, на трассе от районного центра Караменды к селу Уленды.

Сам Тюркебай Аканулы в 40 лет стал известным на всю округу святым, особый дар целителя он перенял по наследству от своего отца Акана. Мать Тюркебая аулие была родной сестрой отца Коянак аулие.

По одной из легенд Тюркебай с друзьями направился проведать знакомых из Младшего жуза. Это случилось весной, когда разлилась река Аят. На другом берегу они увидели много юрт и много людей, собравшихся на поминальный ас известного аксакала. Устроившие поминки люди позвали отведать ас, но предупредили, что переправа в сутках езды от этого места. Тогда Тюркебай аулие сказал: «Пусть они приготовят угощение в юрте и освободят ее». Расстелив жайнамаз и прочитав молитву, он выкрикнул: «Тяни!». Юрта с угощением переместилась на этот берег. После угощения и прочтения молитвы юрта была возвращена назад.

Умирая, он сказал, что его сила воздействия сохранится еще 200 лет, и каждый пришедший к могиле, независимо от вероисповедания, может положить камень к знаку у дороги, либо к могиле святого, попросив его о помощи. Характер Тюркебая ата был мягким, он был добрым, общительным, набожным человеком, никому не отказывал в помощи.

Несмотря на некоторую удаленность захоронения от районного центра, здесь всегда многолюдно. В 2017 году рядом с захоронением Тюркебая аулие потомки построили новый гостевой дом для посещения и ночлега. Теперь сюда постоянно приезжают паломники. Люди верят в силу святого, и страждущие надеются на чудо исцеления.

При жизни Тюркебай аулие просил не строить для него мавзолей. Он был простым человеком, но все же благодарные потомки трижды возводили деревянные перекрытия. И трижды случался пожар. Сегодня могила святого представляет собой небольшой холмик, перед которым лежат камни. Существует поверье, что если под ними разместить монеты, сумма которых кратна 7, и попросить Тюркебай ата о сокровенном, то он непременно исполнит желание. Внимание туристов привлекает и белый камень, лежащий там же вместе с другими. По словам аксакала Жанбырши Тлеугобылова, это не что иное, как окаменелый след верблюда великого аксакала.

— Известно, что еще одна не менее популярная тропа ведет к святым местам батыра Матена Баяндыулы…

— Действительно, и находится оно на территории Наурзумского заповедника в 14 километрах западнее села Караменды.

Матен батыр Баяндыулы относился к числу свято чтимых батыров, чье имя стало известно при столкновениях заволжских калмыков, совершавших злостные набеги на казахские аулы в конце 19 века. Это был крупный, богатырского телосложения человек с довольно громким голосом. Его раскатистый голос можно было услышать за 5–6 километров. Случайный кашель батыра перед утренним намазом будил женщин соседних аулов, они вставали и ставили свои самовары.

Шанырак батыра, которого народ называл Батыр ата, считался священным. Перед дальними опасными походами, поездками, связанными со спорным вопросом, люди обязательно посещали этот шанырак и без его напутствий и благопожеланий не уезжали. Каждый хотел получить его благословение. Считалось, сбывались как его благопожелания, так и проклятия.

Как-то раз, согласно одной легенде, при кочевке аула на месте ночевки обнаружили скопище змей. Вывести змей, привлекая их молоком, не удалось. Когда змея попыталась укусить Матен батыра, ему пришлось применить плётку. Посчитав это плохой приметой, он перестал участвовать в походах.

— Какие легенды слагают вокруг батыра Умбетея Байсеитулы, ведь его мавзолей также считается священным?

— Умбетей батыр прожил 97 лет на протяжении всего XVIII века, борясь за свободу Казахского государства. Прародители Умбетея вошли в историю как лучшее поколение торгайских аргынов, имя их потомка в двадцатые годы XVIII века звучало наряду с именем сына Шакшака Жанибека Даутбая, с которым он вместе участвовал в освободительных битвах. Первым походом отважного юноши-воина, достигшего впоследствии уровня знаменосца при атаках Шакшака Жанибека, было сражение против джунгар в составе легендарного войска «Мың бала» у озера Шубар, в Булантинской и Аныракайской же битвах он закалился и возмужал.

Оставшегося рано без отца Умбетея воспитал родной брат его деда Калкамана Карабас, наряду со своими детьми он внес его в ветвь рода Калкаман, помог встать на ноги, поженив как родного сына. Этот род со временем переименовали в род Умбетея. Ныне этот род с 900 человек возрос до 4,5–5 тыс. человек и проживает во всех регионах Казахстана, особенно сосредоточен в Торгае, Костанае, Акмолинской области. Народ становится известен не количеством своим, а именами героев, прославивших свой народ. Великий потомок Умбетея, ученый-тюрколог, государственный, общественный деятель, публицист, поэт Ахмет Байтурсынов известен всему тюркскому миру.

Насколько мужественным и отважным был Умбетей, настолько он отличался благородством и бескорыстием, слыл щедрым человеком.

Одна из легенд об Умбетее батыре, дошедших до наших дней – это его встреча и поединок с жагалбайлы Тос батыром, родившимся от Кыз Жибек и Сансызбая (младшего брата Тулегена). Умбетей, прожив 97 лет, умер на руках своего сына Баянды, который также был захоронен рядом со своим отцом. Владельцем шанырака Умбетея после Баянды был его внук Досжан.

— По праву каждый из этих батыров достоин уважения и почитания казахстанского народа. Но как вы считаете, почему сегодня так важно рассказывать их подвиги молодому поколению?

— Развитие компьютерных технологий, глобализационных процессов ведет к утрате идентичности народов. У каждого народа, у каждой цивилизации есть святые места, которые носят общенациональный характер, которые известны каждому представителю этого народа, связанные в национальном сознании воедино эти сакральные места и образуют каркас нашей национальной идентичности.

Мы должны не только хранить культурное и природное наследие для будущих поколений, но и всячески транслировать всему миру богатства национальной духовной сокровищницы.

Екатерина ТУРБИЛОВА