Еженедельная региональная аграрная общественно-политическая газета, г.Костанай, ул.Тәуелсіздік 83, Офис 623, 54-08-30, 91-78-51 kostanay-agro@mail.ru

Мы в соцсетях

Будущее страны – в ее детях

Елена ПЕТРЕНКО, директор КГУ «Региональный центр психологической поддержки и дополнительного образования» Управления образования акимата Костанайской области, кандидат педагогических наук, Доктор Философии (PhD), психолог высшей категории.

Говоря о настоящем, мы не можем не думать о будущем. А будущее страны — в её детях. И то, каким оно будет, напрямую зависит от широты общественных взглядов на образование, от внимания социума к подрастающему поколению.

Жажда открытий, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются ещё со школьной скамьи. Важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки, техники, искусства, помочь претворить в жизнь детские планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.
Каждый человек талантлив. Но добьётся ли он успеха, зависит от того, будет ли выявлен этот талант, помогут ли родители и общество в целом развить его и применить во взрослой жизни. В итоге это и успех самого общества.

Поговорить хотелось бы о принципах, алгоритмах и проблематике воспитания в детях одаренности. Это актуально на современном этапе развития дополнительного образования, как в Казахстане, так и в странах ближнего и дальнего зарубежья.

Однако точечная работа с одаренными детьми не может дать должного эффекта по многочисленности охвата детей, но ее алгоритм можно строить в любом учебном учреждении, а сфера дополнительного образования идеально подходит для этих целей.

Опираясь на республиканский опыт, опыт различных стран, мы понимаем, что концепцию формирования одаренности у детей нужно создавать, улучшая условия образования, а именно материальные базы, спектр занятий (формы, виды), непрерывно профессионально совершенствоваться самим педагогам. Внедрение в среду обучения STEAM-технологий, исследовательских лабораторий, технопарков, стенд-ап-площадок и подобных прогрессивных условий – способствует развитию интереса школьников к различным видам наук, формирует знания, умения и навыки по исследовательской, творческой деятельности, развитие духовной и творческой личности, формирует общеказахстанскую идентичность и единство, осуществляет научно-методическое обеспечение психологической поддержки одаренных детей и молодежи.

В идеальном соотношении такие новшества должны быть поделены по возрастам и интересам, для активных, перспективных детей должны создаваться дополнительные стимулирующие перспективы – учебные поездки, путешествия, экспедиции. На сегодняшний день в Нур-Султане функционирует Республиканский научно-технический центр «Дарын», Республиканский учебно-оздоровительный центр «Балдаурен». Для того чтобы попасть в указанные учреждения, школьник должен доказать своими делами, открытиями, что он этого достоин. Я же предлагаю рассматривать концепцию с той стороны, что каждый ребенок обладает своими неповторимыми способностями, которые обязательно проявятся при грамотной работе с педагогом, и стремится именно к таким показателям.

Здесь педагогам важно понимать, что в определение «одаренность» входит не только художественная одаренность, но и собственно умственная (интеллектуальная), одаренность в сфере социальных отношений (лидерство), физическая (спортивная) одаренность, и психомоторная (например, в танцах и спорте), практическая (замечательный кулинарный талант тоже талант) и, конечно, творческая — высокая способность к созданию новых идей. Выявить конкретный подвид одаренности тоже несложно, несомненно, каждый педагог при длительных занятиях с учеником уже понимает, как выстроить работу так, чтобы его способности развивались еще быстрее и эффективнее. Помощь в определении задатков ребенка можно найти в научно-методической литературе, например, обратившись к теории множественности видов интеллекта Говарда Гарднера.

Не менее важный элемент в построении работы с одаренными детьми – комфортный климат или правильно организованная психологическая поддержка детей. Еще в 1960 году казахстанский исследователь, один их выдающихся психологов Казахстана – Муканов М. М., в своем научном труде «Выявление и развитие способностей у детей» доказал, что классификация и опыт психологов, работающих со способными детьми, – самый важный элемент развития личности и формирования жизненных ориентиров.

В Костанайской области работа дополнительного образования построена с большим акцентом на психологическую поддержку и личностный рост учащихся, и осуществляется во всех направлениях: это декоративно-прикладное творчество, военно-патриотическое воспитание и туристско-краеведческая деятельность; художественно-эстетическое воспитание, эколого-натуралистическое движение, техническое мастерство, социально-педагогическое направление, а также конкурсы профессионального мастерства для повышения уровня работы педагогов дополнительного образования.

Усиленно же работа с одарёнными детьми ведется в детских музыкальных, художественных школах, школах искусств, хореографической школе «Карнавал», ГШТТ. В домах и дворцах школьников это направление только начинает набирать обороты. Приведу несколько практических примеров для пояснения алгоритма работы в данном направлении.

В Лисаковске на базе эколого-биологического отделения Центра детского и юношеского творчества акцент для одарённых детей сделан на масштабном изучении экологических вопросов. В настоящее время в отделении работают кружки: «Комнатное цветоводство», «Цветочные фантазии», «Природа и фантазия», «Гидропоника», «Экология родного края», «Занимательная экология». В кружках эколого-биологического направления занимаются 183 юнната, дети приобретают первые навыки работы с почвой, растениями, ухода за животными. Педагоги проводят занятия по профориентации, знакомя своих воспитанников с профессиями природоохранной и цветоводческой деятельности. Изучают экологию окрестностей города Лисаковска. Большая работа уделяется выявлению одаренности и индивидуальной работе. Так, юннаты под руководством педагогов ведут исследовательские работы по разнообразным темам, например: «Хранение клубней однолетних георгин в условиях теплицы разными способами», «Быстрота отрастания зеленого пера», «Влияние света на содержание аквариумов», «Окрашивание цветов пищевыми красителями», «Влияние корма на жизнь и деятельность хомячков».

В городской школе технического творчества г. Костаная тоже ведется работа по выявлению, поддержке, развитию и социализации одаренных детей во всех технических кружках. В работе с этой категорией детей педагоги используют дифференцированный подход в обучении, индивидуальные и групповые задания, ориентируют школьников на дополнительную литературу с указанием источника получения информации, ссылки на сайты. Работа ведется в плане развития организационных, учебно-познавательных, информационных и коммуникативных компетенций через творческие проекты, индивидуальную работу, участие в различных конкурсах, соревнованиях, выставках различных уровней, использование компьютерной техники и интернета. Одаренные дети, занимающиеся в направлениях автокордовый, авиамодельный, судомодельный спорт и кружке «Робототехника» традиционно, из года в год подтверждают свои знания на республиканских и международных уровнях.

По аналогичным, отточенным принципам работа ведется в каждой организации дополнительного образования. Постепенно увеличивается нагрузка для одаренных детей и задания становятся все сложнее, плавно перетекая в научно-исследовательскую деятельность. Ученики, регулярно подтверждающие свои знания, входят в Золотую книгу воспитанников дополнительного образования Костанайской области «Жас талант» и награждаются дипломами и памятными подарками. А также имеют возможность посещать Республиканский учебно-оздоровительный центр «Балдаурен», на конкурсах выигрывают специально предоставляемые гранты.

Для раннего выявления внутреннего состояния ребенка, его увлечений и способностей с 2019 года во всех школах и колледжах области работают летние площадки психологической поддержки, где помощь психологов и педагогов – носит разносторонний характер. В 2021 году в организациях образования (школы и ТиПО) Костанайской области было реализовано 1080 летних площадок психологической поддержки (школы-1024, ТиПО-56), с охватом более 17000 несовершеннолетних (школы — 16184, ТиПО — 836) и участием 2473 педагогов (школы — 2359, ТиПО — 114). Наши специалисты, используя методики, могут выявить интересы будущей профессиональной направленности у подростка, работают с многоуровневыми тестами и помогают определять творческую или иную направленность ребенка. Методическими рекомендациями и практическим наработками специалистов области обучают психологи Регионального центра психологической поддержки и дополнительного образования.

Конечно, насыщенная событиями, нагрузками, переживаниями жизнь талантливого ребенка поэтому должна поощряться и психологически поддерживаться.

Дополнительное образование Костанайской области в ХХI веке — это многофункциональная, системная программа подготовки школьников по различным направлениям деятельности. Сегодняшний уровень развития системы образования предъявляет повышенные требования к педагогу дополнительного образования и его профессиональной деятельности: расширения уровня его знаний и формирование новых управленческих навыков. Эти изменения связаны с быстро меняющимся содержанием образования. Здесь имеют место быть различные сопутствующие факторы – новые интересы детей, обусловленные временем; повсеместное внедрение современных технологий (интерактивные и мультимедийные доски, компьютеры); постоянное совершенствование форм проведения занятий и другие.

Сегодня именно молодежь является двигателем прогресса и, благодаря молодежным увлечениям, с каждым годом в стране открываются все новые и новые кружковые направления. Таким образом, мы уже можем говорить об определенных успехах в развитии работы с одаренными и талантливыми детьми, если учесть, что инициатива сейчас идет именно от них, значит, результаты их деятельности будут высокими и целенаправленными.

Беседовала Кристина ГЕРАСИМОВА, фото автора