На заседании партийного контроля Костанайской области обсудили уровень обеспеченности социальными благами и ход адаптации социальных объектов региона для нужд лиц с особыми потребностями.
Еще четыре года назад Президентом была поставлена задача по обеспечению роста благосостояния казахстанцев посредством повышения доходов и качества жизни.
Было отмечено, что каждый регион и крупный город должны развиваться, опираясь на собственную модель устойчивого экономического роста и занятости, с учетом имеющихся конкурентных преимуществ.
В этой связи Министерством национальной экономики разработана система региональных стандартов для различных населенных пунктов, которая включает объекты образования, здравоохранения, культурно-спортивной, деловой, производственной, цифровой и другой инфраструктурой.
Данная система предусматривает обеспечение минимально обязательного уровня доступности объектов и услуг населению.
Как рассказала заместитель Управления экономики и бюджетного планирования Ольга Попова, в прошлом году уровень обеспеченности городских населенных пунктов социальными благами и услугами в соответствии с Системой региональных стандартов составил 92,3%.
— В сельских населенных пунктах – 69,7%, или увеличился на 5,0% по сравнению с 2020 годом (64,7%), – подчеркнула Ольга Попова. – При расчете учитывались данные по 520 населенных пунктов. Наибольший процент сёл от общего количества, у которых более 70% соответствия региональным стандартам в Алтынсаринском, Камыстинском, Житикаринском, Сарыкольском районах. Наименьшее количество в Карабалыкском, Федоровском и Костанайском районах.
Увеличить процент соответствия сел в регионе помогает государственная программа «Ауыл – ел бесігі». В этом направлении акиматом области проводится большая работа. Также, по словам руководителя Управления координации занятости и социальных программ акимата Костанайской области Гульнары Абеновой, проводится и оценка социальных объектов региона для нужд лиц с особыми потребностями.
Оценка доступности объекта осуществляется более чем по 150 критериям. Основными требованиями является обеспечение лиц с инвалидностью безбарьерным доступом. Это в первую очередь обеспечение доступа к входным группам – лестница наружная, пандусы, входная площадка, входные и внутренние двери, дверной порог, лестницы. Большое внимание сейчас обращается на объекты, начиная с парковок, остановок, автобусов, а также доступ к торговым центрам, рынкам и вокзалам.
Кроме того, обеспечение доступа к средствам информации и телекоммуникации на объекте – тактильные средства информации, знаки и символы, сигналы тревоги; обеспечение доступа лицам с инвалидностью в пути движения – дорожки, тротуары, наружные лестницы, пороги, внутренние пандусы и др.
— Ведется работа по обеспечению инвалидам условий для доступа к культурно-зрелищным мероприятиям, спортивным сооружениям для занятия физкультурой и спортом и предоставление специального спортивного инвентаря, – подчеркнула Гульнар Абенова. – На начало этого года 284 адаптированных объекта внесены в интерактивную карту как доступные для всех категорий лиц с инвалидностью. При этом все остальные 1613 объектов доступны частично.
В этом году было запланировано еще 3 объекта, которые уже внесены в карту доступности, в Денисовском районе – 2 объекта, Лисаковске – 1 объект. Еще на двух объектах проводится приемка членами межведомственными комиссиями. В состав данных комиссий входят как представители государственных органов, так и общественных объединений.
— В аэропорту, на вокзалах, объектах образования, здравоохранения и других объектах выделено 1197 бесплатных стояночных мест для парковки транспортных средств инвалидов, – подчеркнула руководитель ведомства. – В пяти регионах области развита служба «Инватакси» в Костанае, Рудном, Аркалыке, Тобыле и районе им. Б. Майлина.
Кроме того, при областном, городских и районных филиалах партии Amanat созданы рабочие группы по мониторингу доступности объектов для людей с ограниченными возможностями.
Работа по адаптации объектов социальной инфраструктуры продолжается и находится на контроле местных исполнительных органов.