По итогам прошлого года в Костанайской области отмечается снижение показателей аварийности ДТП на 1,3% и раненых на 6,3%.
По статистике, областной центр является самым проблемным, здесь 20 ДТП закончились смертельным исходом. У сотрудников полиции вызывает тревогу безопасность детей на дорогах.
— Близится летний каникулярный период, увеличится поток пешеходов, в том числе детей, – отметил заместитель руководителя управления пассажирского транспорта и автодорог Булат Сейдахметов. – Мы уже имеем гибель трех детей, травмы получили еще 11 несовершеннолетних. И это только ситуация по ДТП, в которых пострадали или погибли люди. Фактическое положение дел гораздо хуже.
С начала года только в Костанае произошло более 2 тыс. ДТП. То есть в среднем ежедневно совершается по 25–30 ДТП. В этих происшествиях также причиняется колоссальный ущерб как гражданам, так и дорожной инфраструктуре. Самый небезопасный район города – это центр. Здесь было совершено 600 ДТП или почти треть всех зарегистрированных. Дальше идут магистральные улицы: Каирбекова, Абая, Баймагамбетова, Майлина и Назарбаева.
Проведенный анализ аварийности показал, что основная масса ДТП происходит из-за неправильной организации дорожного движения, методы и формы которой уже морально устарели.
— Сегодня некорректно работают практически все светофоры в городе, – сетует Булат Сейдахметов – Так, ежедневно из строя выходят от 5 до 8 светофорных объектов. Имеются проблемы и с искусственным освещением улиц, а именно на пешеходных переходах. Согласно требованиям стандарта, освещение пешеходных переходов должно быть в полтора раза выше основного освещения улиц. Однако по большинству из них этот норматив не выдерживается. Такие переходы должны быть приведены в соответствие либо демонтированы, поскольку небезопасны.
На всех магистральных улицах нет ограждений, предотвращающих выход пешеходов на проезжую часть. По этим причинам только за прошлый год в Костанае погибло 12 пешеходов, среди которых двое детей.
Всего по области под колесами автомашин оказалось 156 человек. К примеру, в г. Рудном из-за неправильного расположения пешеходного перехода под колесами мусоровоза погибла женщина. Данный пешеходный переход должен быть отдален от перекрестка.
В целом по крупным городам области имеется необоснованно большое количество пешеходных переходов. Многие из них нерегулируемые либо расположены на скоростных магистральных улицах и не имеют освещения.
Отдельного внимания заслуживает дорожная разметка. Сегодня ее просто нет.
— При текущем состоянии уличной дорожной сети возможности и полномочия полиции в надзоре за дорожным движением резко сокращаются, а это приводит к хаосу на дорогах и, как следствие, к ДТП, – отмечает заместитель руководителя. – Говоря проще, нет разметки и знаков – нет нарушения, нет штрафа, не обеспечивается неотвратимость наказания, а значит, нет превенции.
Сегодня водитель может совершить поворот налево или разворот в любом месте и на любой улице, чем охотно и пользуется. А своими действиями он создает угрозу не только своей жизни и здоровью, но другим участкам дорожного движения.
— В связи с чем уже этим летом мы будем следить, чтобы дорожными службами при проектировании и нанесении разметки все левые повороты, особенно на магистральных улицах, были исключены, – рассказал Булат Сейдахметов. – Тем более это запрещено правилами дорожного движения. Разворачиваться можно будет только на перекрестках.
Сегодня практически на всех перекрестках нет информационных знаков, указывающих направление движения транспорта. Из 281 перекрестка такими знаками оборудованы лишь 10. Поэтому в рамках эксперимента службами акимата на некоторых перекрестках были установлены дорожные знаки, разрешающие поворот налево и направо с двух полос одновременно. Это перекрестки улиц Дзержинского – Назарбаева и Дощанова – Мауленова. Как отметили специалисты, уже заметно, что такое новшество позволило решить проблему транспортных заторов и минимизировать риски ДТП.
Был изменен и режим работы светофора на перекрестке улиц Назарбаева и Мухамеджанова, после чего на данном участке не совершено ни одного ДТП в течение двух последних месяцев. Ранее на этом перекрестке происходили 3–4 ДТП в неделю. Аналогичные изменения внесены и в работу светофорных объектов на пересечении улиц Бородина – Назарбаева, Каирбекова – Тәуелсіздік.
Кроме того, в планах ведомства реконструкция перекрестков путем увеличения полос для движения транспорта. А также уже внесено предписание в «КазАвтоЖол» об изменении скоростного режима на участке автодороги от г. Костаная до п. Кунай со 110 до 80 км/ч. А после установки двух светофорных объектов сократить эту максимальную скорость до 60 км/ч. На этом же участке дорожными службами по мере изыскания средств будут устанавливаться криволинейные брусья и обустройство освещения.
— Весной начнется установка 60-ти систем автоматической фиксации нарушений ПДД «Сергек» и порядка одной тысячи камер наружного видеонаблюдения, – подчеркнул спикер. – Под фиксацию подпадут нарушения: стоп линии, рядности движения, проезда на запрещающий сигнал светофора, проезда по полосе общественного транспорта, а также превышение скорости. Всего пять видов нарушений ПДД. В перспективе этот перечень может быть расширен до восьми.
Так, буквально на днях на служебных планшетах патрульных полицейских будет запущено мобильное приложение «Qorgau». Эта программа интегрирована с камерами автоматической фиксации нарушений ПДД и позволяет в режиме реального времени выявлять опасных водителей в транспортном потоке. А именно: управляющих транспортом с подложными номерами, без страхового полиса или техосмотра, злостных нарушителей ПДД, в том числе лишенных права управления, а также находящихся в розыске.
Екатерина ТУРБИЛОВА