Еженедельная региональная аграрная общественно-политическая газета, г.Костанай, ул.Тәуелсіздік 83, Офис 621, 54-81-20, 54-08-30 kostanay-agro@mail.ru

Мы в соцсетях

Железнодорожные тарифы, разоряющие костанайских предпринимателей, анализируют в антимонопольным ведомстве

Соответствующее поручение дал глава государства Касым-Жомарт Токаев в январе этого года. Поводом для разбирательств стали многочисленные жалобы от предпринимателей на действия монополиста, предоставляющего услуги на железной дороге. В их числе – костанайские бизнесмены, которые просят пересмотреть неоправданно высокие тарифы АО «ЦТС» вот уже несколько лет.

Ветвевладельцев, представителей транспортной прокуратуры и Палаты предпринимателей Костанайской области собрал Департамент агентства по защите и развитию конкуренции 18 февраля.

«Во исполнение поручения главы государства Департаментом проводится анализ деятельности операторов локомотивной тяги, а также компаний, предоставляющих подъездные пути. Сейчас рассматриваются несколько жалоб на АО «ЦТС». Этот вопрос уже перешел на республиканский уровень. Сформирована рабочая группа, куда входят специалисты Генеральной прокуратуры, транспортной прокуратуры, комитета транспорта и Агентства по защите конкуренции. Сегодня хотелось бы услышать проблемные вопросы в отношении АО «ЦТС» и других операторов подъездных путей. Если вы считаете, что цены неприемлемые, можно пересмотреть», — выступил руководитель Департамента агентства по защите и развитию конкуренции Дастан Самен.

Директор ТОО «Казторгтранс» Халиулла Гран Ака считает нынешние тарифы не просто неприемлемыми, а разорительными для бизнеса. Предпринимателю есть с чем сравнить.

«Изначально мы платили 5 000 тенге за вагон, а с приходом АО «ЦТС» тариф стал резко расти. Сейчас у них новая методика, по которой стоимость услуг за один вагон составляет 49 000 тенге. Для нас это неподъемная цена, особенно сейчас, в условиях пандемии. При этом за тупик, владельцем которого является другое юридическое лицо, я плачу 10 000 тенге за вагон. Где справедливость? Что за двойные стандарты? На железной дороге бардак! Проблема серьезная, она касается всех отраслей. Я считаю, что этот барьер мешает казахстанским компаниям развиваться на экспортном рынке. Нужно обсуждать вопрос на уровне республики», — считает Халиулла Гран Ака.

Недовольство вызывают не только тарифы, но и необоснованные требования АО «ЦТС» к другим участникам рынка. К примеру, в прошлом году монополист выпустил инструкцию, которой должны соответствовать операторы локомотивной тяги. В итоге за бортом оказалось ТОО «Тоболтранс», которое так и не смогло получить доступ у АО «ЦТС».

«У нас имелись все соответствующие документы, были заключены договора с отделением дороги, то есть мы ездили на законных основаниях. А потом были разработаны инструкции. Был прописан регламент, которому якобы должны соответствовать операторы локомотивной тяги. Данный регламент не соответствует ни одной законодательной норме РК, мало того он является нарушением прав 113-ти ветвевладельцев города Костанай. В этом году нам разрешили обслуживать некоторые пути, но ситуация непонятная. То есть в прошлом году мы не соответствовали требованиям, а сейчас вдруг стали соответствовать. Я хочу, чтобы этому вопросу Агентство по защите конкуренции уделило особое внимание», — выступил директор ТОО «Тоболтранс» Николай Краснощеков.

Ситуация, в которую попало ТОО, рассматривалась на Совете по защите прав предпринимателей Костанайской области. Палата предпринимателей направила письмо в Департамент по защите конкуренции с просьбой дать оценку действиям АО «ЦТС». Однако местное антимонопольное ведомство никаких нарушений не усмотрело.

«Мы не согласились с этим и обратились через центральный аппарат НПП РК «Атамекен» в Министерство нацэкономики. На сегодня вопрос открытый. В целом, проблемы с АО «ЦТС» у предпринимателей региона возникают в последние три года. Они установили свой тариф, которые был сильно завышен по сравнению с тарифами компаний, оказывающих аналогичные услуги. Кроме того, изначально АО «ЦТС» прописало в договоре оплату за всю протяженность пути, даже если предприниматель фактически проезжал 100 метров. Эту проблему удалось решить. Однако тарифы остались прежними», —

сообщил заместитель директора Палаты предпринимателей Костанайской области Самат Садвакасов.

«Неубиваемость» нынешних тарифов объясняется их территориальной подведомственностью. Устанавливали их на республиканском уровне, а значит на местном ничего решить нельзя.

«Мы в корне не согласны с этим. Считаем, что этот вопрос надо «спускать» на региональный уровень, чтобы решение принимали именно в Департаменте. Тогда будет все ясно и прозрачно. Каждый предприниматель, который получает услуги, сможет видеть, с чем идет тот или иной монополист, какие услуги и за какие деньги он предлагает. Это один из вариантов нормального регулирования тарифообразования», — убежден директор Палаты предпринимателей Костанайской области Мурат Абенов.