Еженедельная региональная аграрная общественно-политическая газета, г.Костанай, ул.Тәуелсіздік 83, Офис 621, 54-81-20, 54-08-30 kostanay-agro@mail.ru

Мы в соцсетях

Наследие народа

О вкладе и жизни великого педагога Ибрая Алтынсарина поговорили с поэтом, писателем и драматургом Акылбеком ШАЯХМЕТОМ.

Жизнь и общественно-политическая деятельность Ибрая Алтынсарина- это пример патриотизма  для поколения. Именно поэтому этот год было решено отпраздновать 180-летием педагога.

«Жил не для себя»

– Акылбек Кожаулы, расскажите, что, на ваш взгляд, необходимо знать каждому о жизни просветителя ?

-Алтынсарин жил не для себя и творил для народа. Нужно знать все. Биографию, его педагогические труды, произведения о жизни и деятельности Алтынсарина поэма Гафу Каирбекова «Степной колокол», повесть Жайсанбека Молдагалиева «Первый звонок», исследование Мухтара Ауезова и Сабита Муканова, пьеса Акылбека Шаяхмета «Завещание Ибрая», и многие другие.

Ежемесячную газету на казахском языке, которая  в свое время являлась органом областной организации общества «Қа­зақ тілі», мы назвали «Да­ла коңырауы» – «Степной колокол».

«Он звал:  «Пора! Учиться  мы  начнем!».

И этот клич летел из дома в дом!

Он заложил фундамент этой школы,

И будем вечно помнить мы о нем.

Тот колокол и нынче у ворот,

Всегда за ним ухаживал народ.

Стирайте пыль с него и берегите,

Истории самой в нем слышен ход», –писал Гафу Каирбеков.

Если Герцен пробудил «Колоколом» всю Европу, то колоколом степи был Алтынсарин.

Костанай – родина не только именитых акынов и знаменитых батыров. Костанай – колыбель педагогов-просветителей. Если народ помнит Инспекторское озеро и связывает его с именем Ибрая Алтынсарина, то другое озеро в центре Аулиекольского района называется Учительской, где преподавал Ахмет Байтурсынулы.

Государственый деятель Ильяс Омаров  писал: «Тот же народ родил Абая, Шокана, Ибрая. Чего стоит Татимбет, Курмангазы, Даулеткерей, Казангап? У казахов было около ста ханов. Но кто-нибудь из них задумался о будущем казахов, они очень мало думали о просвещении, об искусстве этого народа.Ибрай Алтынсарин по сравнению с ними находится в авангарде. Если разобраться, он человек дела. В этой же степи родились Шокан, Мухамеджан Сералин, Беимбет Майлин. Спандияр и Бекет заложили основу нового образования».

– Как сегодня достижения великого педагога могут на его примере воспитать молодежь?

– Одно из главных произведений Алтынсарина «Давайте, дети, учиться!»

Это — призыв к знанию! Отрадно, что мы гордимся нашими предками, которые подготовили почву для духовно-нравственного возрождения общества, опираясь на общечеловеческие ценности.

Было бы уместным вспомнить содержание рассказа Ибрая Алтынсарина «Чистый родник». Просветитель этот рассказ написал специально для потомков, чтобы во всех своих делах и поступках, даже в мыслях, были всегда и всюду чистыми, прозрачными.

Три путника встретились у одного родника. В том месте, где стекала вода, была высечена надпись: «Эй, путник, будь чистым, как этот родник».

Каждый из них, размышляя над надписью, приходит к разным мыслям. Первый сказал: «Если человек работает, как и этот родник, не останавливается, в конце концов, достигает намеченной цели». Второй считал: «Чистый родник людям, изнывающим от жары, дает прохладу, душе – усладу, кто хочет пить – утоляет жажду, и за все это не ждет награды. Поэтому на добро надо ответить только добрыми делами». Третий на родник смотрел как на зеркало, и считал, что душу, мысли и тело надо хранить в чистоте, как этот родник, где отражаются блеск солнца и отсветы травы».

Наш долг – содействовать сохранению и развитию вековых традиций. Каждое имя заслуживает глубокого изучения. Взгляды наших предков помогают осознать смысл сегодняшней жизни. И чем дальше уходят великие события или люди от нас, тем бли­же и роднее становятся народу, помнящему этот  чистый родник.

Достойным продолжением великих дел педагога могло бы быть и строительство казахской школы в област­ном центре, и открытие но­вых казахских классов на территории нашей области, так как Алтынсарин всю жизнь сочувствовал своему народу и хотел, чтобы в казахской степи было боль­ше образованных людей, знающих и казахский, и русский языки, уважающих традиции всех народов.

«Живущие всюду народы для радости сотворены,  всех ласково греет солнце, всем светят лучи луны. Особо рожденных не было и нет на этой земле, мы друг перед другом с детства во всем должны быть равны» – писал он в своем стихотворении-наставлении.

В 1850 году в Оренбурге при пограничной комиссии была открыта школа     для обучения казахских детей. Выпускники школы должны были отвечать интересам колониальной администра­ции. Ибрай Алтынсарин, кото­рый учился в этой школе до 1857 года, кроме зако­нов ислама и других пред­метов, овладел русским, арабским, татарским и пер­сидским языками. Из 20 учеников первого выпуска школы пятеро, среди них и Алтынсарин, были награж­дены похвальными листами за отличные успехи в уче­бе и благонравие.

Здание этой школы сохра­нено, силами об­ластной организации обще­ства «Қазақ тілі» устано­влена мемориальная доска на его стене. Над ее изго­товлением работал извест­ный костанайский скульп­тор Л. П. Белоусов.

Костанайцы помнят и гордятся именем великого просветителя. В центре города установлен памятник  просветителю.

В мой сборник «Голос степи» «Астана: «Фолиант» вошли две пьесы, посвящённые Ибраю Алтынсарину: «Чистый родник» и «Завещание Ибрая».

«Чистый родник» — название рассказа Алтынсарина в переложении языка пьесы звучит как напутствие о чистоте помыслов и сердца современным людям, «упивающимся властью»: акиму, профессору, адвокату, поэту.

События документально-драматической композиции «Завещание Ибрая» разворачивается в Тургае, где 150 лет назад была открыта первая народная школа. Спектакль на 2-х языках по пьесе был поставлен костанайским русским драматическим театром.

Спектакль на двух языках — казахском и русском — впервые представил Костанайский областной русский драматический театр. Премьерой «Завещание Ибрая» режиссер Александр Лиопа, открылся 93-й театральный сезон. Сама же постановка была приурочена к 150-летию с момента открытия первой народной школы в Тургае.

Актер казахского драматического театра Конысбек Бегайдаров впервые  играл на русском языке. Он исполнил главную роль.

Я лично благодаря, изучению трудов Алтынсарина, стал обладателем «Алтын калам» — «Золотого пера» в 2014 году. Тогда я выиграл Гран-при по пьесе «Завещание Ибрая».

Подробней в печатном номере газеты К-АГРО от 15 мая

Подписаться на газету «Костанай-АГРО»

Купить газету «Костанай-АГРО»