Еженедельная региональная аграрная общественно-политическая газета, г.Костанай, ул.Тәуелсіздік 83, Офис 621, 54-81-20, 54-08-30 kostanay-agro@mail.ru

Мы в соцсетях

Воспитать патриотов

В дошкольных организациях патриотическое воспитание начинается с формирования основ патриотизма, привития уважения к Родине и ее ценностям – о значимых аспектах патриотического воспитания рассказала в интервью «К-АГРО» заведующая яслями-садом «Ақерке» Федоровского района Елена КИПКАЛО.

— Елена Васильевна, основы успешного человека закладываются именно в детском саду – это верное утверждение?

— Скажу больше: успешного человека невозможно сформировать на каком-то отдельно взятом промежутке его жизни. Мировоззрение ребенка начинает формироваться с самого рождения, а к детскому саду как раз начинается уже социализация ребенка в коллективе его сверстников. Конечно же, это верно, каждый возраст вносит свой вклад в становление детской личности. Ведь именно в дошкольном возрасте закладываются все основы воспитания. Этот возраст можно назвать стратегическим.

— Если родители решили не отдавать ребенка в сад, это может как-то сказаться на нем в дальнейшем?

— Думаю, что каждый родитель понимает, что ребенок не должен и не может расти и жить изолированно от общества. Тут больше вопрос в возможностях самих родителей. Но я считаю, что родители должны сделать все возможное, чтобы их чадо могло посещать детский сад. Ведь здесь ребенок получает всестороннее развитие, общение с ровесниками, обучение самостоятельности, проходит, если можно так сказать, подготовку для успешной жизни в большом мире. Можно самим родителям научить малыша лепить, рисовать, клеить дома, но детям, как я сказала выше, необходимо развитие социальных навыков, которые дети осваивают в саду и далее в школе.

— Не только родители, но и педагоги расходятся во мнениях, имеет ли смысл учить в детском саду второй язык?

— Любой лингвист скажет вам, что восприятие детей любого языка наиболее высоко именно в раннем возрасте. Раннее обучение второму языку позволяет детям лучше освоить язык, но обучение должно быть непосредственным. Речевое развитие ребенка имеет свои особенности. Если второй язык окружает ребенка не только в детском саду, но и когда он посещает кружки, играет с ребятами во дворе, то такие дети развивают его гораздо быстрее, чем просто изучают на занятиях.

— Есть ли список каких-то обязательных задач для родителей, которые они должны успеть выполнить в дошкольном возрасте ребенка?

— Первой и основной задачей родителей является формирование у детей уверенности в том, что его любят и о нем заботятся. При этом ребенок уже в этом возрасте должен четко осознавать, что у него есть и какие-то обязанности по дому. Начинаем, конечно, с малого:  гигиены, с привычки убирать игрушки, вещи, заправить постель. Дальше – больше. Иначе время будет упущено. А в целом перед родителями ставится задача дать своим детям дошкольное образование и воспитание. Привить любовь к Родине, культуре, традициям и обычаям, любовь к музыке, книге.

— Какие книги стоит прочесть родителям, чтобы от них была польза, а не чувство вины от того, что все делаешь не так?

— Вопрос, какие книги прочесть, не простой, но важный. Конечно, надо советовать прочесть книги авторов, которые имеют опыт в воспитании (психология, педагогика, медицина). Не стоит доверять непроверенным интернет-ресурсам. Могу посоветовать книгу психолога Марины Арамштам «Как решать проблемы воспитания, не теряя самообладания», книгу Людмилы Петрановской «Большая книга про вас и вашего ребенка». А вообще, что касается книг, то привычку и потребность читать надо формировать с детства. Родителям самим нужно заставить себя читать хоть иногда, и обязательно – читать детям, читать с детьми. К огромному сожалению, родители сегодня читают все меньше.

— Патриотическое воспитание дошкольников признается сейчас одной из главных целей в системе казахстанского образования. Сила страны – в ее гражданской общности. Чтобы воспитать в человеке уважение и любовь к своей Родине, нужно начинать с самого детства?

— Воспитание патриотизма – это не просто какое-то направление воспитательной работы. Его невозможно, как сейчас модно говорить, «вырвать из контекста». Оно или есть в целом, или нет вообще. И это целый неразрывный комплекс, связывающий семью и общество. А потому государство предпринимает ряд мер, чтобы делать это всесторонне. В дошкольных организациях патриотическое воспитание начинается с формирования основ патриотизма, привития уважения к Родине и ее ценностям. Это воспитание следует начинать с раннего детства. Воспитание начинается с самого близкого для малышей – родного дома, улицы, детского сада, обращать внимание на красоту родного села.

— Как вы считаете, патриотическим воспитанием детей дошкольного возраста не может заниматься человек, который сам не является патриотом своей страны?

— Тут надо начинать с семьи и родителей. Если в семье к своей стране, к тому, что происходит в нашем обществе, относятся негативно или, что еще хуже, равнодушно, если не видят позитива, не считают возможным любить, именно любить, свою Родину, причем, я сейчас говорю не о государстве, а о стране, то очень сложно что-то противопоставить этому извне. Ведь дома ребенок проводит времени больше, плюс к этому авторитет родителей и близких. Поэтому такое воспитание должно начинаться именно в семье. Мы, родители, должны закладывать любовь к Родине. Что касается вопроса, то, конечно, как можно дать понимание патриотизма, если ты не патриот.

— Какие особенности детской психики должны учитываться при работе с дошкольниками по патриотическому воспитанию?

— Вообще, при работе с детьми любого возраста нужно учитывать их возрастные особенности. Это основа и воспитания, и обучения. В этом возрасте психика ребенка устроена так, что очень быстро воспринимает все новое, причем принимает все как есть. Говоря иными словами, если мы говорим, что белое – это белое, или, наоборот, что черное – это белое, ребенок воспринимает информацию, доверяя нам, взрослым. У него еще нет внутреннего барьера, так как он еще не сформирован. Поэтому самое важное в этом возрасте – не навредить. Вот главная задача и родителей, и педагогов.

— Межэтническое согласие и общенациональное единство являются основополагающими ценностями и «ключами к будущему Казахстана». Насколько современная молодежь вовлечена в формирование этих ценностей, и какую работу нужно проводить в данном направлении?

— Уникальность нашей страны, ее важнейшая ценность именно и заключается в том, что мы полиэтническое государство. По тем или иным причинам в нашей стране проживают более 130 этносов. Это ведь не шутка. И то, что мы сумели сформировать единый народ, с общими культурными и духовными ценностями – это пример для всего мирового сообщества. Наша задача сегодня – не растерять это богатство. При этом ни в коем случае нельзя забывать о консолидирующей роли государственного языка. Его изучение должно стать целью номер один для каждого казахстанца. И где, как ни в детском саду, нужно создавать все необходимые условия для его изучения. В том числе, привлекая молодежь. Сегодня у нас получило большое развитие волонтерское движение. Активные ребята самого разного возраста реализуют себя в обществе. Это можно и нужно использовать с пользой во всех направлениях. Мы со своей стороны предпринимаем комплекс мер по формированию казахстанского патриотизма с дошкольного возраста. Но и в семье не должны об этом забывать.

— Чувство казахстанского патриотизма не является врожденным, его необходимо воспитывать. Настоящий патриотизм – это, прежде всего, образованный патриотизм?

— Настоящий патриотизм – это чувство благодарности человека к родителям, семье, родным, соседям, друзьям, землякам, стране за то, что мы живем на этой земле и имеем возможность самореализовать себя, сделать все от нас зависящее, чтобы жить в благополучии. Это, естественно, чувство комфорта, своей востребованности в том месте, где ты живешь. Это, вообще, безусловное желание быть здесь и сейчас и делать все от тебя зависящее, чтобы быть частью этой страны, этой земли. Можно ли сегодня вообще жить необразованным? Думаю, нет.

Кристина ГЕРАСИМОВА, фото из архива
Елены КИПКАЛО