Еженедельная региональная аграрная общественно-политическая газета, г.Костанай, ул.Тәуелсіздік 83, Офис 623, 54-08-30, 91-78-51 kostanay-agro@mail.ru

Мы в соцсетях

За будущее без коррупции

2 февраля текущего года Указом Президента страны утверждена Концепция антикоррупционной политики Республики Казахстан на 2022–2026 годы. О реализации этого важного документа мы решили поговорить с руководителем Управления превенции департамента Агентства Республики Казахстан по противодействию коррупции по Костанайской области Рустемом БОЛАТ.

— Рустем Сайлауұлы, чем обусловлено принятие столь важного для страны документа?

— В 2014 году была принята Антикоррупционная стратегия на 2015–2025 годы. Указанная программа все эти годы была одним из ключевых документов в реализации антикоррупционной политики. Следуя курсу Стратегии, была выстроена работа по всем ее направлениям. С учетом проведения законодательных реформ, создания благоприятных условий для взаимодействия гражданского и государственного секторов, и ряда других трансформаций, произошедших за последние несколько лет, появилась необходимость совершенствования дальнейших шагов в вопросах противодействия коррупции.

Таким образом, в рамках реализации поручений Главы государства, данных в контексте Послания народу Казахстана «Единство народа и системные реформы – прочная основа процветания страны», Агентством по противодействию коррупции разработана Концепция антикоррупционной политики Республики Казахстан на 2022–2026 годы. Безусловно, при формировании данного документа был учтен и передовой зарубежный опыт, международные стандарты через призму наших сильных и слабых сторон. Мы постарались проанализировать и показать все накопившиеся сегодня проблемы, которые прямо или косвенно связаны с коррупцией. И уже с учетом современных вызовов обозначили ряд приоритетных направлений, предусматривающих активное вовлечение в противодействие коррупции гражданского сектора, неправительственных организаций, в тесном партнерстве с государственными органами. Поэтому сегодня за ее реализацию ответственен не только уполномоченный орган по противодействию коррупции, но и абсолютно все государственные органы и их подведомственные организации, а также субъекты квазигосударственного сектора. При разработке этого документа была создана специальная интернет-платформа, работал специальный сайт, где производился сбор предложений от граждан, общественных формирований, экспертов, бизнес-сообщества. Все поступившие предложения и замечания при разработке документа были учтены. Мы также проводили общественные слушания с представителями бизнес-сектора и общественных организаций, государственных органов, которые не остались в стороне и также отразили свое видение дальнейшего курса в этих вопросах. Поэтому в целом можно с уверенностью сказать, что конечный документ отчасти отразил в себе меры, предложенные широкой общественностью, а значит, отражает реальные проблемы, над которыми мы должны совместно работать ближайшую пятилетку.

— По сути, данная Концепция – это ключевой документ в сфере противодействия коррупции на ближайшие пять лет. Что конкретно изменится в жизни простых казахстанцев?

— Поговорим откровенно, профилактика и предупреждение коррупции – это процессы, которые не дают мгновенного эффекта, но шаг за шагом, от доли ответственности каждого гражданина нашей страны и зависит то, какое общество мы строим и в каком обществе в дальнейшем мы и наши поколения будут жить. Понятно, что силами одного или двух госорганов практически невозможно бороться с коррупцией, да и в целом с социальными проблемами, для этого нужно участие всего общества, каждого гражданина. Однако эта работа дает свои плоды уже сегодня, и за последние пять-шесть лет мы существенно шагнули вперед. В первую очередь это стало возможным благодаря законодательным реформам. К примеру, в 2015 году с принятием нового Закона «О противодействии коррупции» в Казахстане сформирована другая, более действенная модель антикоррупционной политики. То есть мы начали работать не над последствиями, как раньше, а над причинами и условиями коррупции, с уклоном на упреждение. И сегодня современные вызовы нам раскрывают необходимость совершенствоваться исходя из запросов общества, начиная от национальной идентичности до передового зарубежного опыта. В современной Концепции проанализированы и показаны все накопившиеся сегодня проблемы, которые прямо или косвенно связаны с коррупцией. Все они нам хорошо известны. В их числе «бытовая» коррупция, непрозрачность бюджетных процессов и закупок, высокий уровень участия государства в экономике, административные барьеры, дискреционные нормы и другое. Для их решения в документе предусмотрено 6 блоков задач, включающих конкретные реформы и проекты. Данный набор задач предусматривает внедрение целого ряда практических антикоррупционных механизмов для различных целевых групп: это и внедрение принципов комплаенс в бизнес-сфере, и внедрение публичного реестра бенефициаров бюджетных ассигнований для общественного мониторинга, и тестирования на коррупционную устойчивость для нерадивых государственных служащих, и принятие Закона «Об общественном контроле» для создания прозрачной системы реализации государственной политики. В этой связи мы нацелены на переход от рутинного противодействия коррупции к коренному изменению общественного сознания и осознанному неприятию населением любых форм коррупции и приоритету превентивных мер.

— Насколько я понимаю, основным значимым моментом Концепции является расширение действия понятия «общественный контроль»… Неужели вернемся к «народным дружинам» или «народному контролю»?

— На сегодняшний день в Казахстане общественный контроль обрел осязаемые контуры и представлен целым рядом неправительственных организаций.

Значительно усилен правовой статус общественных советов путем внесения концептуальных изменений в Закон «Об общественных советах». На электронной платформе «Открытое правительство» создано пять порталов открытых данных: Открытые бюджеты, Открытые НПА, Открытые данные, Оценка эффективности госорганов, Открытый диалог. Данные ресурсы позволяют гражданам участвовать в обсуждении бюджетных программ, проектов нормативных правовых актов, получать статистическую информацию и обращаться к руководителям госорганов и субъектов квазигоссектора с проблемными вопросами. То есть, по сути, сегодня практически все процессы законодательных изменений в руках общественности, и осуществлен перезапуск работы с обращениями граждан путем внедрения специального сервиса eOtinish, позволяющего удобно и быстро подавать жалобы, отслеживая их рассмотрение в онлайн-режиме. Внедрен «бюджет народного участия», позволяющий жителям столицы, городов республиканского и областного значения инициировать проекты по благоустройству, озеленению и санитарной очистке территорий. Через формирование четвертого уровня бюджета сельское население имеет возможность самостоятельно определять, на что будут потрачены бюджетные средства. По всей стране масштабирован проект «Адалдық алаңы», который позволил выстроить каналы взаимодействия государственных органов с гражданским обществом в вопросах предупреждения коррупции.

— Если говорить о квазигосударственном и частном секторах, насколько они подвержены коррупционным рискам?

— Начнем с того, что коррупция касается всех перечисленных вами целевых групп, и не следует забывать, что происходит она чаще всего при взаимодействии госорганов с гражданским сектором, а это и общественные организации, фонды и бизнес, в том числе и квазигоссектор. Плюс ко всему еще в прошлом году в антикоррупционное законодательство внесены изменения о расширении ответственности круга лиц субъектов квазигоссектора. То есть сегодня не только первые руководители, но и руководители подразделений этого сектора являются субъектами коррупции. К таковым отнесены лица, уполномоченные на принятие решений по организации и проведению закупок, либо ответственные за отбор и реализацию проектов, финансируемых из государственного бюджета и Национального фонда. Все это привело к тому, что с 2021 года законодательно закреплено создание антикоррупционных комплаенс-служб. Введены в действие нормы об обязательном создании общественных советов в квазигоссекторе. Принят Закон «О закупках отдельных субъектов квазигоссектора», нацеленный на обеспечение прозрачности и контролируемости закупок фонда «Самрук-Казына», иных национальных холдингов, национальных компаний, их дочерних организаций. Законом введены электронный механизм закупок с камеральным контролем, реестр недобросовестных участников, повышены требования для внеконкурсных процедур. С 2021 года в целях усиления подотчетности общественные советы создаются в квазигоссекторе. И сейчас это для многих покажется простым набором слов, однако за всем этим стоит кропотливая работа аналитиков и экспертов, которые путем устранения коррупционных рисков позволят законодательству страны работать более эффективно и надежно.

— А как выглядит ситуация с коррупцией в нашей области?

— За два последних года в сфере противодействия коррупции сделано немало. Введен запрет на условно-досрочное освобождение граждан, осужденных за коррупционное деяние. К судам, правоохранителям, взяточникам и посредникам применяются жесткие наказания. К примеру, с прошлого года введено всеобщее декларирование доходов, эти и другие меры дали ощутимый результат, что не может не отразиться и на снижении уровня коррупции.

Однако говорить о конечных результатах еще рано, ведь граждане в повседневной жизни по-прежнему продолжают сталкиваться с бытовой коррупцией. И здесь как раз-таки важна та самая четкая гражданская позиция каждого из нас, та самая возможность выбора поступить по совести. Если кратко остановиться на уголовной практике, то в 2021 году в производстве департамента по Костанайской области находилось 118 преступлений. За год за коррупцию привлечено 42 лица, причем восемь из них это руководители различного уровня. Размер возмещенного ущерба составил более 54 млн тенге.

Стоит отметить, что в нашем регионе в части ведения уголовной практики заметна тенденция снижения ряда негативных показателей. С другой стороны, следует отметить изменение самой структуры коррупционных проявлений. Мы наблюдаем незначительный рост преступлений в таких сферах, как образование и здравоохранение. Ввиду особой социальной направленности данных сфер, они находятся, так сказать, «на особом контроле». Мы уже долгие годы проводим работу по выявлению первопричины возникновения коррупции, безусловно, эта работа дает определенные результаты, но мы должны и дальше продолжать бескомпромиссную борьбу с этим негативным социальным явлением через призму совершенствования законодательных норм и, конечно же, самое главное – воспитания подрастающего поколения в духе казахстанского патриотизма.

Кристина ГЕРАСИМОВА, фото автора