Еженедельная региональная аграрная общественно-политическая газета,
г. Костанай, ул. Тәуелсіздік, д. 83, офис 620, 54-08-30, 91-78-51 kostanay-agro@mail.ru

Мы в соцсетях

Цифровая интеграция

3 мая 2022 12:04 • 397 просмотров

В январском Послании народу Казахстана Касым-Жомарт Токаев отметил, что республике необходима «цифровая перезагрузка» государственного сектора.

По строкам послания…

В Послании сказано: «Здесь главной и давней проблемой является отсутствие эффективной интеграции информсистем государственных органов. Данный вопрос требует кардинального, скорейшего решения. Во-первых, предстоит выстроить принципиально новую архитектуру «цифрового правительства». Все IT-инициативы госсектора будут основываться исключительно на новой платформе казахстанского гостеха. Она исключит дублирование, неэффективные затраты и бюрократию, 100% госуслуг станут доступны гражданам со смартфонов. Во-вторых, мы запускаем Центр цифровой трансформации, в котором все бизнес-процессы госорганов будут пересмотрены и переведены в цифровой формат. В-третьих, необходимо создать платформу взаимодействия национальных компаний с IТ-сообществом. Цифровые потребности и запросы квазигоссектора должны максимально обеспечиваться силами отечественных компаний. В-четвертых, необходимо поэтапно расширять и обновлять линии передачи данных, сопрягая их с международными коридорами. Предстоит создать современные центры обработки данных, которые могут обслуживать соседние страны. Мы должны реализовать свой огромный информационно-телекоммуникационный потенциал. В новую цифровую эпоху он будет иметь геополитическое значение. Казахстан должен стать центральным цифровым хабом на значительной части евразийского региона».

Учитывая все это, «К-АГРО» решила узнать, как сегодня интегрированы цифровые системы и базы данных госорганов. В этом нам помогли разобраться в филиале НАО «Государственная корпорация «Правительство для граждан» по Костанайской области.

Ежедневная потребность

На протяжении всей жизни, будучи в различных жизненных ситуациях, каждый гражданин сталкивается с необходимостью получения государственных услуг: нужно зарегистрировать брак, рождение ребенка, прикрепиться к поликлинике, открыть бизнес, прописаться/выписаться с жилплощади, зарегистрировать движимое и недвижимое имущество… Этот список можно продолжать долго. Таких услуг сегодня в государственном реестре Республики Казахстан более 700. Более 90% из них полностью автоматизированы и оказываются по принципу «одного окна». Как пояснила руководитель костанайского подразделения ЕКЦ 1414 Динара Жакенова, получить государственные услуги казахстанцы могут как в онлайн-режиме, через портал электронного правительства egov.kz, мобильное приложение Mgov и Телеграм-бот, так и в офлайн-режиме, обратившись в один из 329 фронт-офисов госкорпорации «Правительство для граждан».

— Автоматизация и оптимизация государственных услуг являются одними из основных направлений государственной программы «Цифровой Казахстан», – отметила она. – В рамках этого направления, для повышения качества оказания госуслуг, запланирована интеграция всех процессов и систем государственных органов, и исключение бумажных документов и справок. На сегодня уже разработан и реализуется специальный План интеграций систем министерств и ведомств, благодаря которому будет налажен автоматический обмен данными между различными ведомственными системами.

Ускорить процесс взаимного интегрирования призван проект Smart Bridge. Его целью является создание единой платформы для всех информационных систем и баз данных государственных органов, а также упрощение всех интеграционных процедур.

В работу по автоматизации и оптимизации госуслуг вовлечены все государственные органы-услугодатели. Координатором данного процесса является Министерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности.

— Так, например, получая какие-либо услуги через портал, – продолжает Динара Жакенова, – многие, я уверена в этом, отмечали, что, забивая БИН предприятия, сразу же выходят полные данные на саму организацию, на его руководителя. Это интеграция с системами органов госдоходов. Большая работа проведена нашими коллегами из РАГС. Вы знаете, что при рождении ребенка, например, доступен одномоментно целый ряд госуслуг проактивно (через СМС). Это регистрация рождения ребенка, оформление пособия по рождению, постановка его в очередь в детский сад, прописка. То есть интегрированы данные РАГС, миграционной полиции, органов образования. При этом еще одним доказательством интеграции является, например, тот факт, что несовершеннолетние дети автоматически прописываются по месту регистрации мамы. То есть, если мама переехала с семьей в другое место и прописалась там, ей не нужно вручную вносить данные несовершеннолетних детей, они автоматически будут числиться на новом адресе. Таких примеров много. Например, интегрированы процессы взаимодействия с правоохранительными и надзорными органами. А справку об отсутствии или наличии судимости сегодня вообще можно получить в течение нескольких минут. Так же, как и справки с психо- нарко- и тубдиспансеров. Тут уже объединение с базой данных Минздрава. Эта работа не разовая. Наши коллеги из профильных ведомств ведут ее регулярно. И все для того, чтобы максимально облегчить жизнь казахстанцев. Чтобы принцип «одного окна» был прописан не только на бумаге, а работал реально. Более того, сегодня говорится о том, что принцип «одного окна» переформатируется в принцип «одного заявления». Это значит, что человек должен получать не только все услуги в одном месте, а заполнив определенные документальные образцы, он должен получить все сопутствующие услуги. Но об этом надо говорить на конкретных примерах.

Показать на примерах

Как отмечает заместитель филиала госкорпорации по Костанайской области Чингиз Аширбеков, для казахстанцев «Правительство для граждан» это в первую очередь ЦОНы.

— Фронт-офисы – наша передовая линия, где операторы принимают документы для оказания госуслуг, – говорит он. – Условно их работу можно разделить на несколько направлений: центры обслуживания населения, специализированные ЦОНы для регистрации транспортных средств и получения водительских удостоверений, мобильные ЦОНы для оказания госуслуг жителям отдаленных сельских округов и мобильные группы для обслуживания на дому лиц с ограниченными возможностями. Бэк-офисы, в которые входят департаменты межведомственного расчетного центра социальных выплат (МРЦСВ), земельного кадастра и технического обследования недвижимости (ЗКиТОН), занимаются невидимой, но ощутимой для граждан работой – начисляют пенсии, рассчитывают размеры социальных выплат социально уязвимым слоям населения, пенсионерам, беременным женщинам, ведут земельный кадастр и учет технических характеристик недвижимости, занимаются агрохимическими и почвенными обследованиями земель. Перед корпорацией поставлена задача стать единым провайдером государственных услуг.

Кристина ГЕРАСИМОВА

Подробней в печатном номере газеты К-АГРО от 28 апреля