Еженедельная региональная аграрная общественно-политическая газета,
г. Костанай, ул. Тәуелсіздік, д. 83, офис 620, 54-08-30, 91-78-51 kostanay-agro@mail.ru

Мы в соцсетях

Безбумажное будущее

26 мая 2022 15:34 • 488 просмотров

О внедряемых инновациях в сфере госуслуг мы информировал не раз. Но вновь появляются новшества, о которых нельзя не рассказать жителям региона. Тем более, когда казахстанцев уверяют: скоро мы все забудем о бумажных справках. Реально ли это? На этот вопрос ответил директор филиала НАО «Государственная корпорация «Правительство для граждан» по Костанайской области Қанат ТӨЛЕПҰЛЫ.

Пробежка по цифрам

Чтобы не было утомительных очередей

В настоящий момент госкорпорация «Правительство для граждан» оказывает 95,9% всех госуслуг по четырем основным направлениям – обслуживание населения, социальное обеспечение, земельный кадастр, недвижимость и юридические лица.

80% трафика людей в ЦОНах приходится на 10 госуслуг. Наиболее востребованными из них являются получение ЭЦП, регистрация транспорта и оформление удостоверений и паспортов. Так? в 2021 году было выдано 2,4 млн удостоверений и паспортов по Казахстану. Данная услуга, оказываемая МВД, не автоматизирована, поэтому при ее получении возникают очереди.

Заманчивая перспектива

Процесс оформления сократится вдвое

— В ЦОНах заявки на получение удостоверений и паспортов принимают всего несколько сотрудников миграционной полиции, — говорит директор Костанайского филиала госкорпорации. — Документирование граждан у нас осуществляется во всех отделах по обслуживанию населения городов и районов. В Костанае — в отделе №1 и отделе №2. Процедура выглядит так: помимо обращения к сотрудникам миграции, клиент также должен посетить кассу, сделать фото у другого работника. Весь процесс занимает 15-20. Иногда, в силу каких-то обстоятельств, может быть немного дольше. Конечно, многих это не устраивает. В рамках пилотного проекта в ближайшее время в ЦОНах Нур-Султана установят 15 терминалов для документирования. Клиент сможет самостоятельно заполнить все данные, что сократит процесс оформления до 10 минут. Терминал проводит биометрическую идентификацию, делает нужное фото, принимает оплату через QR-код. Когда документ будет готов, его нужно будет забрать в ЦОНе. Согласитесь, заманчивая перспектива? При успешном внедрении в столице, проект будут запускать во всех регионах. Перед Госкорпорацией сейчас поставлена цель на ближайшее будущее – полное безбумажное оказание госуслуг в ЦОНах с ориентацией на самообслуживание.

При этом, подчеркнул Қанат Төлепұлы, согласно поручению Главы государства Касым-ЖомартаТокаева о дебюрократизации госаппарата, озвученному в послании народу Казахстана, госкорпорация продолжит работу по переводу всех госуслуг в онлайн формат.

Внедрено в жизнь

Не идя в кассу, ни просиживая в ЦОНе…

Для оптимизации процессов в 2021 году госкорпорация запустила сервис по регистрации и перерегистрации транспорта с помощью банковских приложений. Теперь клиентам не нужно обращаться для получения данной услуги в СпецЦОН, это можно сделать онлайн. По итогам года сервисом воспользовались 626 тыс. раз, а за первый квартал 2022 года количество достигло уже 244 тыс.

Также госкорпорация внедряет инновации в деятельность спецЦОНов. С 2021 года на 14 автодромах в 11 городах Казахстана установлена новая GPS-система для сдачи практического экзамена. При сдаче теории используется специальная биометрическая система для идентификации экзаменуемого. Использование данных технологий снижает коррупционные риски. С момента введения биометрии в спецЦОНах количество получивших водительские права снизилось в среднем на 58% по Казахстану. Установку такого оборудования ждут и в костанайском спецЦОНе. Говорят, нововведение скоро.

— Не стоит забывать и о мобильном приложении «ЦОН», которое мы запустили в 2021 году, — рассказывает Қанат Төлепұлы. — Оно уже, я не преувеличиваю, полюбилось костанайцам. Через него можно получать госуслуги по видеозвонку от оператора ЦОНа. При этом не нужно при себе иметь ЭЦП. Пока в приложении доступны 13 услуг, до конца года планируется добавить еще 24. Согласно республиканской статистике, приложение скачали более 32 тыс. раз, операторам поступило свыше 36 тыс. звонков, гражданам оказано более 13 тыс. госуслуг. Помимо этого для борьбы с очередями в 2021 году госкорпорацией совместно с банками второго уровня внедрена оплата госпошлин с помощью QR-кода. С мая по декабрь 2021 было проведено 638 тыс. транзакций, а за первые три месяца 2022 года – 411 тыс. Казахстанцы воспользовались QR-оплатой более 1,1 млн раз на сумму 6,4 млрд тенге. Если раньше клиенты, оплачивая госпошлины в кассах, отдавали еще и комиссию в размере 300 тенге, благодаря QR им удалось сэкономить 300 млн тенге. И это я не говорю о сэкономленном времени. Наши услугополучатели, не отходя от сотрудников ЦОНов, сразу через код оплачивают пошлину, а не идут в кассу, не стоят там очередь, потом нужно опять вернуться к нашему сотруднику. Если перефразировать поговорку «Копейка рубль бережет», то выходит, что секунда — тоже весьма ценное наше богатство. Так из мелочей складываются условия для удобства граждан.

При этом в Госкорпорации «Правительство для граждан» говорят о том, что по услугам недвижимости продолжается оцифровка бэк-офисов, планируется полная отмена бумажного труда и участия человека. Реализован проект «Цифровая ипотека» при помощи технологии Blockchain. Он сократил процесс оформления ипотеки, уменьшил количество необходимых документов, исключил посещение ЦОНа.

В 2021 году Госкорпорация оказала 24 тыс. госуслуг по юридическим лицам полностью в автоматическом режиме, без участия человека. Две услуги из шести – регистрация юрлиц, учетная регистрация их филиалов и представительств для субъектов частного предпринимательства, а также уведомительный порядок изменения руководителя юридического лица в автоматическом режиме полностью автоматизированы.

Что касается социального блока госкорпорации, который осуществляет 44 вида социальных выплат, то и там работа проводится масштабная. По республике это 3,6 млн получателей пенсий и пособий.

— Радует, что в прошлом году введен экстерриториальный принцип — оформить пособия можно вне зависимости от места прописки по 17 социальным госуслугам из 20, — подчеркивает Қанат Төлепұлы. — Совместно с Kaspi и HalyqHomebank реализована возможность оформления пособий по рождению ребенка через банковские приложения. Также 13 госуслуг назначаются в проактивном режиме, по принципу «государство – гражданам». Для оформления значимых пособий людям не нужно идти в ЦОН и собирать справки, достаточно дать свое согласие через SMS.

На связи

Если что, звоните…

Ну и, конечно, нельзя не сказать о Едином контакт-центре 1414, который в апреле 2021 года передан в ведение госкорпорации. За это время повысился процент дозвона до операторов, а время ожидания ответа сократилось до 16 секунд. Оценка качества работы повысилась до 4,81. За первый квартал 2022 казахстанцы обращались в ЕКЦ 4 млн раз.

Кстати, напомним, что с 1 июня прошлого года подразделение ЕКЦ работает и в Костанайской области.

Кристина ГЕРАСИМОВА, фото автора