В Палату предпринимателей Костанайской области поступило коллективное обращение от представителей субъектов микробизнеса, которые теперь обязаны расторгнуть договоры субаренды земельных участков, которые они получили через аукцион, проведенный в 2018 году СПК «Тобол».
Насколько требование прокуратуры скажется на положении бизнеса, и насколько оказались ущемлены права государства в этой ситуации и как ее решить разбирались на заседании Совета по защите прав предпринимателей и противодействия коррупции на базе Региональной палаты предпринимателей Костанайской области.
— СПК заключило договоры субаренды с предпринимателями, которые осуществляли деятельность по нестационарной торговле до 2025 года. По договорам бизнесмены установили объекты, которые согласовали с отделом архитектуры, вложили в них значительные средства. Необходимо учитывать, что во время пандемии они не работали в полную силу. А в июле этого года отдел земельных отношений в адрес СПК направил письмо с предложением по расторжению договоров аренды по причине их незаконного предоставления, — отметил начальник отдела Палаты предпринимателей Костанайской области Сункар Султанов.
— Мы выиграли через аукцион участки для установки нестационарных торговых точек на набережной в парке 25-летия Независимости. Работа у нас сезонная, но платим мы аренду, несмотря на время года, 180 тыс. тенге в год. После пандемии мы возобновили работу, а сейчас нас ошарашили, что предоставление участков было незаконным. Мы увидели объявления об аукционе в СМИ, участвовали в аукционе, вложили в создание и облагораживание точек средства. Я вложил порядка 2,5-3 млн тенге. И сегодня мы просим, чтобы их оставили, — выступил предприниматель Канат Жумабаев.
Прокуратура требует принять меры к возврату земельных участков, предоставленных минуя конкурсные процедуры в собственность государства, при необходимости провести претензионно-исковую работу по расторжению договоров. По мнению прокуратуры, у СПК в полномочиях нет проведения торгов по предоставлению земельных участков. Это уже не первое представление. Эти вопросы Совет адресовал и к акимату и к СПК, почему приходится разбираться с последствиями. В этой ситуации вины бизнеса нет. Акимат предоставил СПК земли безвозмездно, а арендная плата от бизнеса идет в казну корпорации.
—В 2018 году мы переняли подобный опыт у корпораций в других городах и взяли землю в аренду, подали заявку, которую акимат города одобрил, и получили 25 участков, из которых 16 находятся в аренде, остальные вернули государству. После расторжения договоров у нас убытков как таковых не будет, — пояснил ситуацию заместитель председателя СПК «Тобол» Ержанов.
Стоит напомнить, что в 2018 году бизнес просил акиматы, чтобы они начали проводить аукционы по предоставлению земельных участков, но при этом нигде не прописано, что МИО могут передавать свои полномочия. Но они были переданы и теперь возникли проблемы у бизнеса.
Председатель совета по защите прав предпринимателей при палате предпринимателей Костанайской области Владимир Шакун отметил, что надо понять какой ущерб видится государству из-за существования этих 16 торговых точек, рабочих мест? Нарушение закона устранять нужно, но тут вопрос не только законности, но и целесообразности.
— Необходимо минимизировать вред для предпринимателей. Каждый из них должен быть защищен, поскольку работает и кормит семью и это уже хорошо. Процедура взыскания ущерба с государства занимает годы, — пояснил председатель Совета Владимир Шакун.
В ходе обсуждения как один из вариантов решения проблемы было предложено не расторгать договоры субаренды, а дать предпринимателям доработать до истечения срока их действия. Но такой выход не обеспечит устранения допущенных нарушений. Члены совета привели в обоснование слова Президента К. Токаева, который говорил о том, что здравый смысл может превалировать над жесткими юридическими нормами.
Еще один вариант, который предложили на Совете, расторгнуть договоры субаренды и провести аукционы повторно. Но предприниматели обеспокоены тем, что не смогут снова получить в аренду тоже торговое место и по приемлемой цене.
Члены совета и представители госорганов, учитывая мнения всех сторон соберутся еще раз, для того чтобы найти приемлемое для всех решение, в рамках законодательного поля. И самое главное — процесс принятия решений должен быть понятен для субъектов бизнеса.